Мариинский театр - опера "Девушка с Запада" Пуччини

В последнее время, в Мариинский театр я хожу редко, но иногда мне становится интересно посмотреть новую постановку. Так, в прошлую пятницу я оказался в Мариинке 2.

Опера "Fanciulla del West" 28-06-2019

Дирижер- Кристиан Кнапп

Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев

Режиссер-постановщик Арно Бернар

Минни — Амалия Гогешвили

Рэнс — Кирилл Жаровин

Дик Джонсон — Ахмед Агади

Сонора — Эдем Умеров

Извините за объем текста, но я лет 15 ждал когда эту оперу поставят в России. С тех пор, когда в первый раз её услышал в исполнении Монако и Тебальди в записи 1958 года. О том, почему её не ставили в СССР и России, можно писать отдельную статью. Возможно, я когда-нибудь это сделаю.

Начну с того, что я считаю эту оперу лучшей из опер Пуччини, соперничать ней может разве что «Турандот». Кажется, я видел все доступные записи постановок, кроме японской с Лимарилли, эту просто не смог себя заставить смотреть и слушать.

Поход в театр начинается с программки. В зале я начал читать статью о создании оперы — в конце автор высказывает определенное недоумение в отношении того, как Пуччини создавал местный колорит. Упоминая сделанный Карлом Тройером сборник песен народа Зуни, автор удивленно отмечает, что Пуччини не использовал их для «колыбельной Уакли» (служанка-индианка из второго акта), но использовал в мотиве «очищения грехов». А ведь не менее интересен тот факт, что The Festive Sundance из того же сборника превратился в песню Джека Уоллеса. Несколько лет назад я с большим трудом нашел скан этого сборника: ноты будут в приложении.

Наконец, и почти вовремя, свет погас, занавес поднят. Но вместо аккордов оркестрового вступления мы видим сцену скандала и последующего убийства в баре«Полька». В ней в том числе принимает участие и Минни, которая потом уходит. Сцена драки, перестрелки, дальнейшего удержания убийцы и после почему-то простого изгнания его с территории бара, выглядела донельзя ненатуралистично, помимо того, что не имела никакого отношения к либретто. После этой нелепой сцены заиграла музыка и началась сама опера.

Позволю себе отступить немного и описать декорации. Это бар со вторым ярусом, двумя винтовым лестницами. По ходу действия второй ярус и лестницы практически не важны были для сюжетообразующей линии. Меня больше удивило, что «капитальные стены» декорации внезапно остались во втором акте, где по либретто действие идет в небольшом домике в горах. Создался эффект, будто в баре убрали стойку со столами и внутрь затащили некое странное строение из железобетона, либо вообще неясно из чего. Мало того, эти же «капитальные стены с винтовыми лестницами» были оставлены и в третьем акте, где действие происходит уже на улице городка. Пустой бар, где сидят и судя по всему мерзнут люди — там же чистят и готовят на огне дичь— создает впечатление, что за время, прошедшее между вторым и третьим актом, в мире случился армагеддон.

Дирижер и оркестр были прекрасны, музыка «Девушки с Запада» довольно сложна, и редко приходится слышать настолько выверенное звучание.

Герои и хор выпивали, играли в карты, до определенного момента все было вполне логично. Кроме разве что того, что двое сотрудников бара, отсутствующих в либретто, постоянно переставляли с места на место столы и стулья. Эта имитация бурной деятельности на тот момент еще не была настолько критичной, чтобы скрывать за собой основной сюжет. Потом несколько ковбоев притащили с заснеженной улицы пианино, поставив его в центр сцены. Вскоре из-за сцены раздался голос Джека Уоллеса, певшего вышеупомянутую песню «Далеко ты край родной…», а чуть позже певец вошел в бар. В этот момент я впервые был удивлен работой артистов хора: хотя пришел их любимый певец, они продолжали заниматься своими делами, в случайном порядке повторяя несколько движений, практически не обращая на него внимания, большинство — спиной к нему и к залу. Сразу отмечу, что претензия не относится к артистам, большинство которых даже не хор, а певцы из «Академии молодых певцов» (я надеюсь, всех их в будущем ждет полноценная сольная карьера). Претензия к постановщику — артисты просто делали то, что он им сказал.

В дальнейшем, для простоты, я буду называть артистов второго плана «старателями».

Что касается Джека Уоллеса, то он, играя на банджо, вышел на середину сцены, залез на пианино и пел оттуда. Когда он допел, пианино утащили со сцены. Возможно, режиссер таким образом сходу дал понять всей публике, что понимает значение русской идиомы «рояль в кустах».

Далее следовала вполне логичная сцена с Джимом, уставшим от этой жизни вдали от семьи и растроганным песней Уоллеса. Прекратив хаотичные движения, старатели подошли к Джиму, и Сонора начал собирать в шляпу деньги, чтобы он мог вернуться домой.

Дальше продолжается игра в карты, безымянные сотрудники бара все еще переставляют столы, а игроки уличают шулера. Старатели начинают двигаться осмысленно. Рэнс как шериф запрещает убивать шулера, только метит его крапленой картой. И вот дальше начинается скандал между Сонорой и Рэнсом, когда последний называет Минни будущий миссис Рэнс. Вместо конфликта героев начинается классическая салунная драка. Точнее, могла бы начаться, если бы была поставлена человеком, знающим, как ставить сцены боев.

Сцены боя в театре хотя и не обязаны выглядеть полностью натуралистично, должны как минимум восприниматься как нечто достоверное. Для этого их репетируют множество раз, расписывая каждое движение, уклон, блок, захват, число шагов и повторяя сцену, пока артисты не запомнят её идеально. У меня есть опыт постановки фехтовальных сцен, а также участия в них. Это требующая много сил и времени работа. Когда фехтуешь на стали, пусть и не заточенной, любая ошибка чревата травмой, поэтому в сцене боя, особенно массового, исключают любую импровизацию. Именно это – плюс долгая отработка всех движений – позволяет создать впечатление натуралистичности боя.

С тем, что вчера я наблюдал в театре, этого не делали или делали очень странно, будто режиссер перестраховывался, боясь травм. А ведь эта была просто рукопашная драка, а не бой на стальных клинках. Удары останавливались в воздухе за десять сантиметров от противника – через секунду тот падал (в мифах о кунг-фу и карате есть упоминания о мастерах, способных передать удар через воздух, но я сомневаюсь, что в маленьком старательском городке в Калифорнии собралось столько легендарных мастеров боевых искусств, и даже Рэнс был не особо похож на «Крутого Уокера»).

Наконец пришла Минни, остановив эту пародию на драку. Кстати, я очень надеюсь, что артист, который в конце этого действия висел с внешней стороны перил на втором ярусе, был обвязан страховкой. Далее серьезных претензий к первому акту у меня нет. Было несколько сцен, где старатели снова создавали искусственную динамику, а безымянные сотрудники бара передвигали столы.

Когда Минни и Рэнс по либретто остаются одни и ведут разговор, безымянные сотрудники бара продолжают переставлять столы.

Явление Джонсона сопровождалось судорожными движениями старателей. Впрочем, броуновское движение артистов второго плана – лейтмотив постановки, иногда оно мешает меньше, иногда становится критичным.

Прекрасен эпизод, когда старатели просят Минни и Джонсона потанцевать. Одна из сцен, где все удивительно органично.

Далее в баре должен бы остаться один Джонсон (он ищет тайник), однако на сцене все равно присутствует сотрудник бара, но хоть столы не переставляет.

Финал первого акта неплох. Когда на сцене всего пара артистов, режиссер все-таки способен создать осмысленную мизансцену.

Второй акт: и снова нас ждет выдуманное режиссером начало сцены без музыки. Минни принимает ванну, вся в белой пене, вокруг бегает служанка. Служанка укрывает девушку халатом, и та уходит в спальню переодеваться, с этого начинается действие с музыкой.

В принципе, претензий ко второму акту в плане сценографии у меня почти нет. Второй акт позволяет понять, что режиссер способен создавать адекватные мизансцены с участием аж четырех артистов.

Правда, сцена после любовного дуэта удивила. Обычно в постановках, когда Минни уговаривает Дика остаться, ибо снег и стреляют. Джонсон положил шкуру медведя у печки, Минни туда постелила одеяло и подушку. Все, казалось бы, логично. Но после Джонсон раздевается до нижнего белья (нижнее белье времен дикого запада – это такая пижама-комбинезон) и прямо в нем залезает в ванну. Минни же в ложится на медвежью шкуру, и влюбленные желают друг другу спокойной ночи. Что имел в виду режиссер, неясно. Неужели Дик в ванне спать собрался?

Дальше все логично. Разве что раненный Джонсон лезет на чердак по шкафу, а когда спускается обратно – выходит из спальни. Вероятно, виноваты пятое измерение, Спок, капитан Кирк и Павел Чехов с Энтерпрайза.

Сцена игры в покер прекрасна. И Минни, и Рэнс сыграли идеально достоверно.

Третий акт: повторюсь, основную декорацию так и не поменяли. Занавес поднимается, и мы видим пустой бар, в углу которого стоит дилижанс. Старатели свежуют и готовят кроликов на огне. На авансцене сидят Рэнс и Ник, беседуя на повышенных тонах. Приходит сообщение, что Джонсона сейчас поймают. Старатели довольно достоверно выражают радость, описывают, как Дика загнали в горах. Приводят Дика Джонсона – он в сапогах, синих брюках и белой рубашке на выпуск. Этот костюм вызывает странную ассоциацию с князем Андреем Хованским в последнем акте Хованщины. Дика ведут на двух длинных веревках. Он бросается на Рэнса, но его удерживают. Толпа направляет на него оружие. Далее – удивительная сцена: одни старатели не пускают других убить его. И те, и другие стоят покачиваясь, расставив руки в стороны, – и так несколько минут.

Джонсон поет арию «Chella mi creda» на фоне этой зависшей картинки с покачивающимися старателями. После его заталкивают на крышу дилижанса, мотивируя прикладами в зону чуть пониже спины. И снова мастера кунг-фу – расстояние между стимулом и точкой приложения в среднем равно десяти сантиметрам.

Появляется Минни, тут мизансцена выглядит вполне логично. Истерика Рэнса, страх старателей — учительница идет, шухер, щухер…

Минни появляется с несколькими соратниками, старатели наводят друг на друга ружья и пистолеты. Сцена до поры выглядит достоверно. Минни, забравшись на дилижанс, снимает с шеи Дика петлю и уговаривает старателей простить его. По либретто, только когда Сонора соглашается с Минни, Джонсона освобождают от петли. Но в данной версии Джонсон спускается к ещё вовсе не любящей его толпе и начинает обниматься. Все это действие видно с большим трудом – на авансцене стоят десятки старателей спинами к залу. За этой грядкой артишоков практически не видно ни Минни, ни Джонсона, ни Рэнса.

Далее все прощают Джонсона, они с Минни покидают город под прекрасную музыку Пуччини.

Конец.

Что касается голосов. Минни пела прекрасно. К сожалению, она сорвала одну ноту в полной версии любовного дуэта второго акта. Я был удивлен, узнав о решении исполнить именно полную версию. За историю звукозаписи я могу насчитать три исполнения полной версии этого дуэта. Это были певцы первой величины – Марио дель Монако, Франко Бонизолли, Гена Димитрова, Кэрол Неблетт…

Рэнс звучал темным, полным звуком, с темным, округлым прикрытием, нигде не форсируя и уверенно контролируя каждую ноту. Даже Желько Лючич в недавнем исполнении партии Рэнса в Мэт звучал местами более напряженно.

Дик Джонсон – местами, на мой взгляд, слишком резкий и светлый голос. Показалось, что поначалу он вышел не до конца распетым, но во втором акте – и особенно в финале – он звучал уверенно, крепко, округло.

Сонора был, на мой взгляд, излишне характерным по звуку, учитывая, что его пел Эдем Умеров. Десять лет назад Умеров стал для меня основным аргументом не уходить с «Паяцев», когда за час до спектакля заменили Канио-Стеблянко.

PS. Поразмыслив, я, кажется, понял великий замысел режиссера. Предполагаю, он является поклонником братьев Ноланов и поставил приквел к Westworld o первом экспериментальном парке Форда. Это объясняет хаотичность движений артистов второго плана: нейросеть андроидов первого поколения не позволяет импровизировать вне основной истории, в которой заняты туристы (Джонсон и Рэнс, очевидно). А Минни – это Долорес.

Источник:https://zen.yandex.ru/media/id/5d1b6b3ab4a58500acbbeed1/mariinskii-teatr-opera-devushka-s-zapada-puchchini-5d1b6c4aedee3600ad1ffe02