ГОСТ 1.2-97 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены

ГОСТ 1.2—97

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Межгосударственная система стандартизации

СТАНДАРТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ,
ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ
СТАНДАРТИЗАЦИИ

Порядок разработки, принятия, применения,
обновления и отмены
Издание официальное

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

ГОСТ 1.2—97
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН
Всероссийским
научно-исследовательским
институтом
стандартизации
(ВНИИстандарт) Госстандарта России
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (про­
токол № 12 от 21 ноября 1997 г.)
За принятие проголосовали:
4.jpg
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4 ИЗДАНИЕ с Изменением № 1 (ИУС 4—2002), Поправкой (ИУС 11—99)

ГОСТ 1.2—97

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Межгосударственная система стандартизации
СТАНДАРТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ, ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены
Interstate System for Standardization.
Interstate standards, rules and recommendations on interstate standardization.
Procedure for development, taking over application, renovation and cancellation
Дата введения — 1999—01—01*
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок разработки, принятия, применения, обновления (вне­
сения изменений, пересмотра) и отмены документов по межгосударственной стандартизации (межгосу­
дарственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации)**.
Положения настоящего стандарта предназначены для применения национальными органами по
стандартизации, другими государственными органами управления, Бюро по стандартам Межгосударст­
венного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее — Бюро по стандартам), межго­
сударственными техническими комитетами по стандартизации (МТК), национальными техническими
комитетами по стандартизации (ТК), предприятиями, организациями и другими субъектами хозяйствен­
ной деятельности, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объеди­
нениями (далее — общественные объединения) государств — участников Соглашения о проведении
согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее — Соглашение).
На национальном уровне могут быть установлены дополнительные требования, конкретизирую­
щие порядок разработки межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударствен­
ной
стандартизации,
изменений
к
ним,
порядок
применения
и
прекращения
применения
межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации на
территории государства — участника Соглашения.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.0—92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения
ГОСТ 1.5—2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные,
правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению,
изложению, оформлению, содержанию и обозначению.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3 Порядок разработки, принятия и регистрации межгосударственных
стандартов
3.1 Общие положения
3.1.1 Разработку межгосударственных стандартов (далее — стандартов) осуществляют, как пра­
вило в следующем порядке:
‘Дату введения стандарта в действие на территории государств устанавливают их национальные органы по
стандартизации.
“ Порядок разработки, принятия и применения межгосударственных нормативных документов в строительст­
ве, а также порядок внесения в них изменений и прекращения применения устанавливает Межгосударственная
научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве [1].
Издание официальное

ГОСТ 1.2—97
1- я стадия — организация разработки стандарта;
2- я стадия — разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка ее на отзыв*;
3-
я стадия — разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка ее на рассмотре­
ние и голосование;
4- я стадия — принятие стандарта и его регистрация.
В обоснованных случаях допускается совмещение стадий разработки проекта стандарта или
введение дополнительных стадий его разработки (второй и последующей редакций).
3.1.2 Разработку стандартов осуществляют в соответствии с программой работ по межгосударст­
венной стандартизации или в инициативном порядке.
3.1.3 При разработке стандартов следует руководствоваться ГОСТ 1.0.
При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструк­
торских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международ­
ные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; прогрессивные
национальные стандарты государств — участников Соглашения и других стран, а также иную информа­
цию о современных достижениях науки, техники и технологии.
В качестве проекта межгосударственного стандарта может быть предложен действующий или разра­
батываемый (на любой стадии) национальный стандарт государства-разработчика, другого государства —
участника Соглашения или иной страны; действующий или разрабатываемый (на стадии окончательной
редакции) международный или региональный стандарт (при наличии соответствующих международных,
региональных соглашений или с разрешения соответствующих организаций), если требования этого стан­
дарта удовлетворяют целям межгосударственной стандартизации по ГОСТ 1 (разд. 4).
При этом целесообразно использовать приведенные в приложении Г рекомендации по гармониза­
ции межгосударственных стандартов на международном и региональном уровнях.
П р и м е ч а н и е — В международной стандартизации [7] гармонизированными считаются стандарты, отно­
сящиеся к одному и тому же объекту и принятые различными органами, занимающимися стандартизацией, которые
обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов, услуг и взаимное понимание результатов испытаний или
информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.
При применении в межгосударственных стандартах международных, региональных и националь­
ных стандартов используют методы, приведенные в приложении Д, и соблюдают порядок, установлен­
ный в 3.2.8—3.2.10.
3.1.4 Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов — по ГОСТ 1.5.
3.1.5 Пересылку документов в процессе разработки, принятия и регистрации стандартов рекомен­
дуется осуществлять с использованием электронной почты.
При получении документов рекомендуется направить соответствующее уведомление по электрон­
ной почте в адрес отправителя. Требования, устанавливающие необходимость направления уведомле­
ний о получении проекта стандарта, приведены в 3.2.3.2,3.2.4.4 и 3.2.6.2. Контроль за соблюдением этих
требований возложен на Бюро по стандартам. При отсутствии электронной почты у получателя проекта
стандарта уведомление следует направить факсом, телефонограммой, телеграммой или иным спосо­
бом, обеспечивающим оперативность его доставки.
3.1.3—3.1.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).
3.2
Порядок разработки проектов стандартов
3.2.1 Разработке стандарта в государстве — участнике Соглашения предшествует, как правило,
подготовка национальным органом по стандартизации государства — участника Соглашения (далее —
национальный орган) соответствующего предложения к программе работ по межгосударственной стан­
дартизации в соответствии с порядком, установленным Межгосударственным советом по стандартиза­
ции, метрологии и сертификации (далее — Межгосударственный Совет) [2].
3.2.2 Организация разработки и рассмотрения проекта стандарта в государстве-разработчике
осуществляется в соответствии с порядком, установленным национальным органом этого государства.
Перед началом разработки стандарта разработчик (национальный ТК или иная организация)
направляет через национальный орган своего государства информацию о начале его разработке (с
краткой аннотацией) в национальные органы других государств, заинтересованных в разработке стан­
дарта и указанных в программе работ по межгосударственной стандартизации, для публикации этой
информации или применения иных форм ее распространения в этих государствах.
*В государстве — разработчике стандарта могут быть проведены дополнительные (предшествующие) стадии
разработки стандарта, которые настоящий стандарт не регламентирует.

ГОСТ 1.2—97
Если проект стандарта разрабатывается в инициативном порядке (без включения в программу
работ по межгосударственной стандартизации), то указанная информация направляется национальным
органам всех государств — участников Соглашения.
3.2.3
Порядок разработки и рассмотрения первой редакции проекта стандарта в государстве —
разработчике стандарта устанавливает его национальный орган.
3.2.3.1 Разработчик стандарта готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную
записку к нему.
В пояснительной записке приводят:

  • основание для разработки стандарта, указывая номер темы по программе работ по межгосудар­
    ственной стандартизации или ссылку на иной организационно-распорядительный документ*;
  • краткую характеристику объекта стандартизации;
  • технико-экономическое, социальное или иное обоснование разработки стандарта;
  • обоснование целесообразности разработки стандарта на межгосударственном уровне;
  • сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими межгосударственными стандартами, пра­
    вилами и рекомендациями по межгосударственной стандартизации и (или) сведения о методах приме­
    нения при разработке проекта стандарта международного (регионального или национального) стандарта
    (иного нормативного документа);
  • предложения по изменению, пересмотру или отмене межгосударственных стандартов, противо­
    речащих предложенному проекту стандарта;
  • сведения о патентной чистоте проекта стандарта (при необходимости);
  • сведения о рассылке национальным органам первой редакции проекта стандарта на отзыв (с
    указанием исходящих номеров сопроводительных писем) и обобщенную характеристику принципиаль­
    ных замечаний и предложений (для окончательной редакции);
  • перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке
    стандарта, а также предусмотренную законодательством информацию, если данные документы отно­
    сятся к объектам патентного или авторского права;
  • сведения о разработчике стандарта с указанием его почтового адреса, номера контактного
    телефона и адреса электронной почты (при ее наличии у разработчика).
    3.2.3.2 Национальный орган государства-разработчика направляет первую редакцию проекта
    стандарта с пояснительной запиской в национальные органы государств, заинтересованных в разработ­
    ке стандарта (указанных в программе работ по межгосударственной стандартизации), а также в Бюро по
    стандартам.
    Если проект стандарта разрабатывается государством — участником Соглашения в инициативном
    порядке, то он рассылается национальным органам всех государств — участников Соглашения, если
    они не прислали уведомление о незаинтересованности в разработке данного стандарта.
    При рассылке первой редакции проекта стандарта на отзыв в сопроводительном письме указывают
    предельную дату получения отзывов от заинтересованных государств, исходя из трехмесячного срока,
    который предоставляют для рассмотрения проекта стандарта. При этом используют типовую формули­
    ровку: «Окончательная дата получения отзыва — _______________».
    дата
    Срок, предоставляемый для рассмотрения проекта, может быть сокращен до 45 дней, если это
    обусловлено объективными причинами. Причину сокращения срока указывают в сопроводительном
    письме.
    Национальный орган, получивший проект стандарта, в тот же день направляет по электронной
    почте или иным оперативным способом в адрес национального органа государства-разработчика и Бюро
    по стандартам уведомление о получении проекта стандарта с указанием даты получения.
    3.2.3.3 Рассмотрение первой редакции проекта стандарта в заинтересованных государствах осу­
    ществляется в пределах предоставленного для этого срока (с учетом окончательной даты получения
    отзыва). Отзывы на первую редакцию проекта стандарта направляются в адрес национального органа
    государства-разработчика или в иной указанный им адрес (в секретариат национального ТК или иному
    разработчику стандарта), а также в Бюро по стандартам.
    В отзыве замечания и предложения по проекту стандарта рекомендуется излагать в следующей
    последовательности:
  • по проекту в целом;
  • по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям — в порядке
    изложения проекта стандарта.
    *В случае разработки стандарта в инициативном порядке приводят соответствующую запись.

ГОСТ 1.2—97
Все предложения по проекту стандарта должны быть обоснованы, а замечания должны носить
конкретный характер.
3.2.2—3.2.3.3 (Измененная редакция, Изм. № 1).
3.2.3.4 Национальный орган государства-разработчика рассматривает полученные от заинтере­
сованных государств отзывы, направляет их разработчику для подготовки окончательной редакции
проекта стандарта и в случае необходимости сообщает свое мнение о целесообразности реализации
предложений и учета замечаний.
3.2.4 Порядок разработки, рассмотрения и согласования окончательной редакции проекта стан­
дарта в государстве-разработчике устанавливает его национальный орган.
3.2.4.1а При разработке окончательной редакции проекта стандарта разработчик готовит сводку
отзывов на его первую редакцию (вторую и последующую редакции, при их наличии), которые поступили
от других государств. При этом используют форму сводки отзывов, установленную в приложении Е.
П р и м е ч а н и е — При разработке промежуточных (второй и последующих) редакций проекта стандарта
соблюдают процедуру разработки, установленную для первой редакции (см. 3.2.3). При этом вместе с проектом
стандарта рассылают сводку отзывов на его предыдущую редакцию.
3.2.4.16 Целесообразность учета при подготовке окончательной редакции проекта стандарта
замечаний и предложений, которые высказаны в отзывах, поступивших после установленной даты их
получения, определяет разработчик, если иное не установлено национальным органом.
3.2.4.1а, 3.2.4.16 (Введены дополнительно, Изм. № 1).
3.2.4.1 После принятия национальным органом государства-разработчика решения о готовности
проекта стандарта (окончательной редакции) к рассылке на рассмотрение и голосование в другие
государства его направляют на издательское редактирование в ИПК Издательство стандартов Госстан­
дарта России (далее — Издательство стандартов).
3.2.4.2 Издательское редактирование проекта стандарта осуществляется, как правило, в срок не
более пяти дней*.
3.2.4.3 При наличии редакционных замечаний по проекту стандарта его разработчик вносит
необходимые исправления.
3.2.4.4 Национальный орган государства — разработчика стандарта направляет его окончатель­
ную редакцию с пояснительной запиской и сводкой отзывов в национальные органы государств, заин­
тересованных в разработке стандарта, а также в Бюро по стандартам.
Если проект стандарта разрабатывают без включения в программу работ по межгосударственной
стандартизации, то на стадии подготовки окончательной редакции проекта стандарта заинтересованны­
ми считаются государства, от которых поступили отзывы на первую редакцию проекта стандарта.
При рассылке окончательной редакции проекта стандарта на рассмотрение и голосование в
сопроводительном письме указывают дату подведения итогов голосования, устанавливаемую не ранее
трех месяцев со дня рассылки. При этом используют типовую формулировку: «Дата подведения итогов
голосования — ________________ ».
дата
Срок, предоставляемый для рассмотрения окончательной редакции проекта, может быть сокращен
до 45 дней, если это обусловлено объективными причинами. Причину сокращения срока указывают в
сопроводительном письме.
Национальный орган, получивший проект стандарта, в тот же день направляет по электронной
почте или иным оперативным способом в адрес национального органа государства-разработчика и Бюро
по стандартам уведомление о получении проекта стандарта с указанием даты получения.
3.2.4.5 Национальные органы заинтересованных государств организуют рассмотрение оконча­
тельной редакции проекта стандарта, принимают по нему решение и направляют в национальный орган
государства-разработчика бюллетени голосования до даты подведения итогов голосования, а информацию о
принятом решении (с обоснованием отрицательного решения) — по электронной почте в Бюро по стандартам.
3.2.4.4, 3.2.4.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).
3.2.4.6 Форма бюллетеня голосования и правила его заполнения приведены в приложениях А и Б.
3.2.4.7 Бюро по стандартам контролирует соблюдение требований ГОСТ 1 и ГОСТ 1.5, а также
порядка, установленного настоящим стандартом, в части выполнения отдельных этапов разработки
стандарта, соответствия их сроков программе работ по межгосударственной стандартизации, объектив­
ности содержания сводки отзывов и подведения итогов голосования по проекту стандарта.
*В обоснованных случаях, связанных с объемом и(или) количеством поступивших проектов документов, срок
редактирования может быть увеличен.

ГОСТ 1.2—97
Если при этом выявлены случаи несоответствия, то Бюро по стандартам направляет свои замеча­
ния национальному органу государства — разработчика стандарта.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3.2.5 Национальный орган государства — разработчика стандарта подводит итоги голосования по
проекту стандарта, учитывая бюллетени голосования, поступившие к установленной дате голосования.
Если в бюллетене голосования отмечено, что национальный орган воздерживается в связи с
незаинтересованностью в применении данного стандарта, то этот бюллетень в подсчете голосов не
учитывают.
3.2.5.1 Результаты голосования по проекту стандарта считаются положительными, если за его
принятие в предложенной редакции проголосовало не менее двух третей от числа национальных
органов, заинтересованных в применении данного стандарта и принявших участие в голосовании.
При подсчете голосов в числе проголосовавших за принятие стандарта учитывают национальный
орган государства-разработчика.
3.2.5, 3.2.5.1 (Измененная редакция, Изм. № 1).
3.2.5.2 При положительных результатах голосования по проекту стандарта национальный орган
государства-разработчика направляет в Издательство стандартов проект стандарта (первый экземпляр
и экземпляр с редакционными правками).
3.2.5.3 Издательство стандартов в трехдневный срок* проводит окончательное редактирование
проекта стандарта, проставляет на каждом листе первого экземпляра штамп «В НАБОР» и возвращает
его вместе с экземпляром с редакционными правками.
3.2.5.4 Национальный орган государства-разработчика направляет в Бюро по стандартам доку­
менты, необходимые для регистрации принятого стандарта в соответствии с порядком, установленным
Межгосударственным советом [3].
3.2.5.5 Бюллетени голосования, поступившие после дня подведения итогов голосования, не учи­
тываются и направляются в Бюро по стандартам.
Замечания и предложения по проекту стандарта, поступившие вместе с такими бюллетенями,
могут быть учтены при очередном пересмотре принятого стандарта или при внесении в него изменения.
3.2.5.4, 3.2.5.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).
3.2.6 При отрицательных результатах голосования по проекту стандарта может быть осуществле­
на его доработка с учетом замечаний и предложений национальных органов или прекращена разработка
проекта стандарта.
3.2.6.1 Доработка проекта стандарта осуществляется в срок, не превышающий двух месяцев, в
порядке, установленном национальным органом государства-разработчика.
При доработке проекта стандарта разработчик составляет сводку замечаний и предложений по
результатам первоначального голосования национальных органов.
Сводку замечаний и предложений составляют аналогично сводке отзывов (приложение Е), но при
этом информацию о национальных органах, проголосовавших за принятие стандарта, приводят только
в пояснительной записке.
3.2.6.2 Национальный орган государства-разработчика направляет доработанный проект стандар­
та с пояснительной запиской и сводкой замечаний и предложений на повторное голосование в нацио­
нальные органы, которые приняли участие в первоначальном голосовании, а также в Бюро по
стандартам.
Национальный орган, получивший доработанный проект стандарта, в тот же день направляет
соответствующее уведомление по электронной почте или иным оперативным способом в адрес нацио­
нального органа государства-разработчика и Бюро по стандартам с указанием даты получения.
3.2.6.1; 3.2.6.2 (Измененная редакция, Изм. № 1).
3.2.6.3 При положительных результатах повторного голосования по проекту стандарта осущест­
вляются работы в соответствии с 3.2.5.4 и 3.2.5.5.
3.2.6.4 При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта окончатель­
ное решение по нему (дальнейшая доработка, прекращение разработки) принимает Межгосударствен­
ный совет на своем заседании по рекомендации соответствующей научно-технической комиссии (по
стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю) Межгосударственного
совета, если стандарт распространяется на соответствующий объект стандартизации.
В случае принятия решения о прекращении разработки стандарта национальные органы заинте-
*В обоснованных случаях, связанных с объемом и(или) количеством поступивших проектов документов, срок
редактирования может быть увеличен.

ГОСТ 1.2—97
ресованных государств могут использовать его проект (в любой редакции) в качестве основы для
разработки или оформления соответствующего национального стандарта.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.2.7 Если разработка проекта стандарта осуществляется с участием МТК, национальный орган
может передать свои функции в работах по разработке (рассмотрению) проекта стандарта на любой
стадии своему полномочному представителю* в МТК и(или) секретариату МТК, участие которых в
указанных работах определяется положением о МТК и(или) порядком, установленным национальным
органом. При этом разработка проекта стандарта может осуществляться в соответствии с рекоменда­
циями Межгосударственного совета [5]**.
3.2.8 В качестве окончательной редакции проекта стандарта может быть предложен действую­
щий национальный стандарт государства — участника Соглашения, международный или региональ­
ный стандарт (при наличии соглашения, разрешающего такое применение соответствующих
региональных стандартов), если данный стандарт изложен на русском языке (или при наличии его
аутентичного перевода на русский язык) и при отсутствии в нем ссылок на другие национальные
(международные, региональные) стандарты и(или) иные документы, которые не действуют на меж­
государственном уровне.
Соответствующее предложение по национальному стандарту может исходить от национального
органа, принявшего данный национальный стандарт, или должно быть согласовано с ним. Предложение
по международному (региональному) стандарту может исходить от любого национального органа.
Рассылку осуществляет национальный орган, вьщвинувший это предложение, который направляет
данный стандарт (его версию на русском языке или его перевод на русский язык, если стандарт изложен
на ином языке) всем национальным органам.
3.2.8.1 Если национальный (международный, региональный) стандарт распространяется на
объект стандартизации, относящийся к сфере деятельности определенного МТК, то рассылка может
быть осуществлена его секретариатом и только в государства, являющиеся членами данного МТК.
При этом национальным органам других государств направляют уведомление о рассылке данного
стандарта.
3.2.8.2 Рассмотрение национального (международного, регионального) стандарта, предложенно­
го для принятия в качестве межгосударственного стандарта, и голосование по нему осуществляют в
соответствии с 3.2.4.5,а подведение итогов голосования — в соответствии с 3.2.5.1.
3.2.8.3 При положительных результатах голосования по принятию национального (международ­
ного, регионального) стандарта в качестве межгосударственного стандарта национальный орган, при­
нявший
данный
национальный
стандарт
или
выдвинувший
соответствующее
переоформляет титульный лист, предисловие, первую страницу и библиографические данные стандар­
та, а при необходимости также разделы «Термины и определения» и «Обозначения и сокращения»,
приводя их в соответствии с ГОСТ 1.5, и обеспечивает издательское редактирование в соответствии с
3.2.4.2, 3.2.4.3 и 3.2.5.3.
3.2.8.4 При отрицательных результатах голосования по принятию национального (международно­
го, регионального) стандарта в качестве межгосударственного стандарта его доработка не осуществля­
ется.
В
случае
оформления
межгосударственного
стандарта,
идентичного
(региональному) стандарту, допускается его доработка в части редакционных изменений, в том числе
изменения наименования стандарта. При этом соблюдают требования ГОСТ 1.5 (подраздел 9.1).
3.2.9 Если национальный (международный, региональный) стандарт содержит ссылки на другие
национальные (международные, региональные) стандарты и(или) иные документы, не действующие на
межгосударственном уровне, то разработка на его основе межгосударственного стандарта осуществля­
ется в соответствии с 3.2.1—3.2.6.
3.2.10 Если национальный орган ведет подготовку проекта межгосударственного стандарта, кото­
рый является идентичным международному (региональному) стандарту (см. Д.2, приложение Д), то
допускается совмещение второй и третьей стадий разработки стандарта. При этом работы, предусмот­
ренные в соответствии с 3.2.3.2—3.2.3.4, не проводятся.
В случае доработки проекта такого стандарта с учетом замечаний и предложений национальных
органов в соответствии с 3.2.6.1 и 3.2.6.2, как правило, осуществляется его модификация относительно
применяемого международного (регионального) стандарта в соответствии с Д.2.
3.2.8—3.2.10 (Введены дополнительно, Изм. № 1).
*Термины, связанные со структурой и деятельностью МТК, — в соответствии с правилами, установленными
Межгосударственным советом [4].
**В Российской Федерации — по согласованию с Госстандартом России.

ГОСТ 1.2—97
3.3
Порядок принятия стандартов
3.3.1 Межгосударственные стандарты принимает Межгосударственный совет*, проводя голосова­
ние по переписке или непосредственно на заседании Межгосударственного совета.
3.3.2 Голосование по проекту стандарта по переписке осуществляется в процессе рассмотрения
его окончательной редакции в государствах — участниках Соглашения, проводимого в соответствии с
3.2.4.5, 3.2.4.6, 3.2.5 и 3.2.5.1 (или 3.2.6.2 и 3.2.6.3). Стандарт считается принятым Межгосударственным
советом по результатам голосования по переписке, если за его принятие проголосовали национальные
органы всех заинтересованных государств, или если за него проголосовало большинство заинтересо­
ванных национальных органов, а против — не более одного. Последний случай допускается, когда
национальный орган, проголосовавший против принятия данного стандарта, не предложил вынести
голосование на заседание Межгосударственного совета, а стандарт не относится к числу основопола­
гающих стандартов (см. 3.3.3.1).
3.3.3 Если стандарт не принят по результатам голосования по переписке в соответствии с 3.3.2,
но за его принятие проголосовало не менее двух третей от числа национальных органов, заинтересо­
ванных в применении данного стандарта (см. 3.2.5.1), то его принятие выносится на заседание Межго­
сударственного совета.
3.3.3.1 На заседание Межгосударственного совета также выносят принятие наиболее важных
основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех государств — участников Соглашения, а
также иных стандартов, если с подобной инициативой выступил любой заинтересованный националь­
ный орган при положительных результатах голосования по переписке в соответствии с 3.2.5.1.
3.3.3.2 При голосовании по проекту стандарта на заседании Межгосударственного совета бюлле­
тени голосования не заполняют, а результаты голосования оформляют соответствующим протоколом
(выпиской из протокола), передаваемым национальному органу государства — разработчика стандарта.
3.3.3.3 Если принятие стандарта вынесено на заседание Межгосударственного совета, а член
Совета, представляющий заинтересованное в данном стандарте государство, не может присутствовать
на этом заседании или направить на него своего полномочного представителя, то соответствующий
национальный орган направляет бюллетень голосования с решением по проекту стандарта не позднее
20 дней до проведения заседания.
3.3.4 Стандарт считается принятым на заседании Межгосударственного совета, если за его при­
нятие проголосовало не менее двух третей от числа членов Совета, представляющих заинтересованные
в стандарте государства и присутствующих на этом заседании или направивших бюллетени голосования
в соответствии с З.З.З.З.
П р и м е ч а н и я
1 При отсутствии заинтересованности государства в принятии стандарта соответствующему члену Совета
рекомендуется воздержаться при проведении голосования по проекту данного стандарта.
2 При голосовании по проекту стандарта не учитывают мнение национальною органа, руководитель (или
полномочный представитель) которого не присутствует на этом заседании и от которою не поступил в соответствии
с З.З.З.З бюллетень голосования по данному проекту.
Если стандарт относится к числу основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех
государств — участников Соглашения, то данный стандарт считается принятым только при достижении
по нему консенсуса** и положительном голосовании всех членов Совета, участвующих в заседании, если
от отсутствующего при этом члена Совета не поступил бюллетень голосования с отрицательным
решением по данному стандарту.
3.3.2—3.3.4 (Измененная редакция, Изм. № 1).
3.3.5 Проект стандарта, не принятый в соответствии с 3.3.4, может быть опубликован в качестве
технического отчета Межгосударственного совета.
3.3.6 Национальные органы, проголосовавшие против принятия стандарта или не принявшие
участия в голосовании, могут в дальнейшем присоединиться к стандарту, направив в Бюро по стандар­
там бюллетень голосования (приложение А) со своим положительным решением. Информация об этом
решении публикуется в ежемесячном информационном указателе «Межгосударственные стандарты».
‘ Термины, связанные с деятельностью Межгосударственного совета, — в соответствии с правилами, уста­
новленными Межгосударственным советом [6].
“ Термин «консенсус» означает общее согласие, характеризующееся отсутствием возражений по существен­
ным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремлением учесть мнения всех сторон и сблизить
несовпадающие точки зрения; при этом консенсус не предполагает полного единодушия.

ГОСТ 1.2—97
3.3.7 Принятие межгосударственного стандарта не налагает каких-либо обязательств на нацио­
нальные органы, не принявших участия в голосовании по его принятию, воздержавшихся при голосова­
нии или проголосовавших против его принятия.
Национальному органу, проголосовавшему против принятия стандарта, но заинтересованному в
его применении в иной редакции, рекомендуется подготовить и принять национальный стандарт, гармони­
зированный с аналогичным межгосударственным стандартом. При этом рекомендуется выделить (иденти­
фицировать) все различия данных стандартов и указать причины, обусловившие эти различия.
3.3.6; 3.3.7 (Измененная редакция, Изм. № 1).
3.3.8 Регистрация и учет принятых стандартов, в том числе оформление дела стандарта, публи­
кация соответствующей информации в ежемесячном информационном указателе «Межгосударствен­
ные стандарты» и в годовом указателе «Межгосударственные стандарты», а также подготовка
стандартов к изданию (обеспечение их копиями национальных органов) осуществляются в соответствии
с порядком, установленным Межгосударственным советом [3].
4 Порядок применения межгосударственных стандартов
4.1 Межгосударственные стандарты применяют в качестве национальных (государственных) стан­
дартов в государствах, чьи национальные органы приняли эти стандарты (присоединились к ним), в
порядке, установленном этими национальными органами. При этом применение межгосударственных
стандартов, как правило, осуществляется непосредственно, без переоформления в национальные
(государственные) стандарты.
4.2 Межгосударственные стандарты вводятся в действие на территории государств после их
регистрации в Бюро по стандартам принявшими эти стандарты (присоединившимися к ним) националь­
ными органами этих государств путем принятия соответствующих организационно-распорядительных
документов. При этом национальный орган устанавливает для каждого стандарта дату введения его в
действие на территории своего государства и своевременно отменяет противоречащий ему (или дубли­
рующий его) национальный (государственный) стандарт (стандарты). Для наиболее важных основопо­
лагающих стандартов (и изменений к ним), затрагивающих интересы всех государств — участников
Соглашения, Межгосударственный совет устанавливает единую для всех государств дату введения в
действие.
Дату введения в действие межгосударственного стандарта устанавливают не позднее двух лет со
дня регистрации стандарта в Бюро по стандартам. При ее установлении учитывают соответствующие
рекомендации национального органа государства-разработчика.
П р и м е ч а н и е — Под понятием «противоречащий национальный (государственный) стандарт» подразу­
мевается такой стандарт, который распространяется на тот же объект стандартизации и имеет ту же область
применения, что и межгосударственный стандарт, но содержит иные требования.
В случае принятия межгосударственного стандарта, идентичного национальному стандарту, наци­
ональный орган данного государства может принять решение о применении этого межгосударственного
стандарта только в межгосударственных отношениях. В этом случае национальный стандарт продолжа­
ет применяться на территории государства во внутренних отношениях.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.3 Публикацию информации о введении межгосударственного стандарта в действие для приме­
нения в государстве — участнике Соглашения, его издание и распространение на территории страны
осуществляют в порядке, установленном национальным органом этого государства. При этом издание
стандарта осуществляют на русском или одновременно на русском языке и государственном языке
страны.
5 Порядок обновления межгосударственных стандартов
5.1 Порядок проведения проверок стандартов
5.1.1 Обновление стандартов путем внесения в них изменений или пересмотра осуществляют на
основе их проверок или предложений национальных органов, других органов государственного управ­
ления, предприятий, организаций, других субъектов хозяйственной деятельности, общественных объ­
единений и граждан государств, на территории которых применяют эти стандарты.
5.1.2 Проверку стандарта проводят с целью выявления необходимости его обновления, которое
может быть направлено на приведение его в соответствие с вновь заключенными межгосударственными

ГОСТ 1.2—97
соглашениями, действующими и вводимыми нормами законодательств государств — участников Согла­
шения, применяющих этот стандарт, международными, региональными стандартами, правилами, нор­
мами и рекомендациями по стандартизации; на распространение передового опыта, повышение
качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии,
потребностями населения, экономики и обороноспособности государств — участников Соглашения и на
более полное достижение целей межгосударственной стандартизации.
5.1.3
Проверку стандарта, как правило, проводят в государстве — разработчике этого стандарта
(в государстве, за которым закреплен данный стандарт), в порядке, установленном национальным
органом этого государства. К проверке стандарта может быть привлечен МТК, который участвовал в
разработке данного стандарта.
Проверку стандарта целесообразно проводить регулярно, через пять лет после разработки или
пересмотра стандарта, принятия последнего изменения или проведения последней проверки.
5.2
Порядок разработки, принятия и введения в действие изменений к стандартам
5.2.1 Изменение к стандарту разрабатывают при замене, дополнении или исключении отдельных
его требований, которые не влекут за собой нарушения взаимозаменяемости и(или) совместимости
новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту. Изменение к стандарту на
методы контроля разрабатывают, если вносимое изменение не влияет на сопоставимость результатов
испытаний (измерений, анализа, определений), полученных при использовании данных методов.
П р и м е ч а н и е — При необходимости одновременно с разработкой изменения к стандарту осуществляют
работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам.
Изменение к стандарту только редакционного и(или) ссылочного характера в форме самостоятель­
ного документа не разрабатывают, а включают в очередное изменение, обусловленное заменой (допол­
нением, исключением) содержательных требований стандарта.
Если в стандарт уже внесено три изменения, то следующее изменение не разрабатывают, а
осуществляют пересмотр стандарта в соответствии с 5.3. Пересмотр стандарта также является предпо­
чтительным, если объем вносимого изменения может превысить 40 % текста стандарта, а также в случае
необходимости изменения наименования стандарта.
Оформление и изложение изменения — по ГОСТ 1.5 (раздел 5).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.2.2 Работы по внесению в стандарт изменения осуществляет МТК, за которым закреплен данный
стандарт, а при его отсутствии проводят под руководством национального органа государства — разра­
ботчика стандарта (государства, за которым закреплен данный стандарт).
5.2.3 Разработку и принятие изменения к стандарту осуществляют в порядке, установленном 3.1.1,
3.1.2, 3.1.5, 3.2 и 3.3 для проектов стандартов, со следующими дополнениями:

  • если изменение к стандарту разрабатывается без включения в программу работ по межгосудар­
    ственной стандартизации, то допускается не рассылать в другие государства его первую редакцию;
  • изменение к стандарту считается принятым по переписке, если за это проголосовало не менее
    двух третей национальных органов государств, применяющих данный стандарт;
  • национальные органы, проголосовавшие против его принятия в предложенной редакции (или
    воздержавшиеся от голосования), решают вопрос применения стандарта на территории своих госу­
    дарств с учетом нецелесообразности одновременного применения в государствах — участниках Согла­
    шения стандарта с принятым изменением и без него.
    (Измененная редакция, Изм. № 1).
    5.2.4 Изменения к наиболее важным основополагающим стандартам, затрагивающим интересы
    всех государств — участников Соглашения, как правило, принимают на заседании Межгосударственного
    совета. При этом изменение к такому стандарту считается принятым только при достижении по нему
    консенсуса и положительном голосовании всех членов Совета, участвующих в заседании.
    5.2.5 Регистрация принятого изменения к стандарту, обеспечение его копиями национальных
    органов, а также публикация информации о принятии изменения к стандарту и его текста в ежемесячном
    информационном указателе «Межгосударственные стандарты» — в соответствии с порядком, установ­
    ленным Межгосударственным советом [3].
    5.2.6 Изменение к стандарту вводится в действие на территории государств после его регистрации
    в Бюро по стандартам путем принятия национальными органами соответствующих организационно-рас­
    порядительных документов.
    Дату введения в действие изменения к стандарту рекомендуется устанавливать не ранее шести
    месяцев, но не позднее одного года со дня регистрации изменения в Бюро по стандартам.

ГОСТ 1.2—97
5.2.7
Публикацию информации о введении в действие изменения к стандарту, а при необходимос­
ти также текста изменения, осуществляют в порядке, установленном национальным органом государст­
ва, в котором применяют данный стандарт.
Публикацию текста изменения к стандарту осуществляют на тех языках, на которых издан данный
стандарт.
5.2.6, 5.2.7 (Измененная редакция, Изм. № 1).
5.3
Поредок пересмотра стандартов
5.3.1 Пересмотр стандарта осуществляют при установлении в нем новых, более прогрессивных
требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости продукции, соответствующей им, и
продукции, изготовляемой до введения этих требований, или влияют на сопоставимость результатов
испытаний (измерений, анализа, определений), проводимых по пересмотренному стандарту и действо­
вавшему ранее стандарту.
При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего, при этом дей­
ствовавший ранее стандарт отменяют, а в обновленном стандарте указывают, взамен какого стандарта
он разработан. Обновленному стандарту присваивают обозначение действовавшего ранее стандарта с
заменой цифр года принятия.
Одновременно с пересмотром стандарта осуществляют работы по обновлению или отмене взаи­
мосвязанных с ним стандартов.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.3.2 При пересмотре стандарта на конкретную продукцию (не взаимозаменяемую при переходе
на выпуск по обновленному стандарту) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и
выполнять ремонт ранее выпущенной продукции, находящейся в эксплуатации, действующий стандарт
не отменяют, а вносят в него изменение, ограничивающее соответствующим образом область примене­
ния этого стандарта. При этом сохраняют его регистрационный номер, а обновленному стандарту
присваивают новый регистрационный номер.
5.3.3 Работы по пересмотру стандарта осуществляет МТК, за которым закреплен данный стан­
дарт, а при его отсутствии проводят под руководством национального органа государства — разработ­
чика стандарта (государства, за которым закреплен данный стандарт).
5.3.4 Разработку и принятие стандарта взамен действующего осуществляют в порядке, установ­
ленном в 3.1, 3.2 и 3.3 для вновь разрабатываемых стандартов со следующими дополнениями:

  • результаты голосования по проекту обновленного стандарта могут считаться положительными,
    если за его принятие проголосовало не менее двух третей национальных органов государств, применя­
    ющих действующий стандарт;
  • национальные органы государств, применяющих действующий стандарт, которые проголосовали
    против принятия обновленного стандарта в предложенной редакции (или воздержавшиеся от голосова­
    ния), решают вопрос о применении действовавшего ранее стандарта на территории своего государства
    с учетом нецелесообразности одновременного применения в государствах — участниках Соглашения
    обновленного и действовавшего ранее стандартов (за исключением случаев, указанных в 5.3.2).
    (Измененная редакция, Изм. № 1).
    5.3.5 Стандарт, принятый взамен действовавшего стандарта, вводится в действие и применяется
    в соответствии с разделом 4
    6 Порядок отмены межгосударственных стандартов и прекращения
    их применения в государствах — участниках Соглашения
    6.1 Стандарт отменяют в следующих случаях:
  • в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществляв­
    шихся по данному стандарту во всех государствах, применявших этот стандарт;
  • при разработке взамен данного стандарта другого межгосударственного стандарта (стандартов);
  • при прекращении применения данного стандарта (в случаях, указанных в 6.2) во всех применяв­
    ших его государствах;
  • в других обоснованных случаях.
    6.2 Национальный орган государства, применяющего стандарт, вправе прекратить его примене­
    ние на территории своего государства в одностороннем порядке в следующих случаях:
  • при возникновении противоречий между установленными в данном стандарте требованиями и
    положениями законодательных актов этого государства;
  • при несоответствии установленных в данном стандарте требований потребностям национальной
    экономики и безопасности;

ГОСТ 1.2—97

  • при несогласии с содержанием изменения, внесенного в данный стандарт, или содержанием
    стандарта, принятого взамен действовавшего стандарта, в случаях, указанных в 5.2.4 и 5.3.4;
  • других обоснованных случаях.
    6.3 Предложения о прекращении применения стандарта государственные органы управления,
    национальные ТК, предприятия, организации, другие субъекты хозяйственной деятельности, общест­
    венные объединения и граждане государства, применяющего данный стандарт, направляют в нацио­
    нальный орган своего государства.
    6.4 Национальный орган в соответствии с установленным им порядком организует рассмотрение
    поступивших предложений по прекращению применения стандарта и определяет целесообразность
    реализации этих предложений в одностороннем порядке (только на территории своей страны) или путем
    подготовки предложения об отмене данного стандарта Межгосударственным советом.
    6.5 В случае принятия решения о прекращении применения стандарта на территории государства
    в одностороннем порядке национальный орган этого государства направляет соответствующее уведом­
    ление (с указанием причины) в Бюро по стандартам и национальные органы других государств, приме­
    няющих данный стандарт, не позднее чем за девять месяцев до даты прекращения применения.
    Информация о прекращении применения стандарта на территории какого-либо государства в
    одностороннем порядке публикуется в ежемесячном информационном указателе «Межгосударственные
    стандарты».
    6.6 Предложение об отмене стандарта национальный орган государства, применяющего этот
    стандарт, направляет в МТК, за которым закреплен данный стандарт, или в Бюро по стандартам.
    6.7 Секретариат МТК (Бюро по стандартам) анализирует предложения об отмене стандарта,
    обобщает их, оценивает целесообразность реализации этих предложений и при необходимости направ­
    ляет предложение об отмене данного стандарта в национальные органы государств, применяющих
    данный стандарт, с обращением о рассмотрении этого предложения и голосовании по нему.
    6.8 Национальный орган государства, применяющего стандарт, организует рассмотрение предло­
    жения о его отмене в соответствии с порядком, установленным национальным органом, и голосует,
    направляя бюллетень голосования в секретариат МТК (Бюро по стандартам) не позднее трех месяцев
    со дня получения указанного предложения.
    Форма бюллетеня голосования об отмене межгосударственного стандарта приведена в приложе­
    нии В.
    6.9 МТК обобщает результаты голосования об отмене стандарта и направляет бюллетени голо­
    сования в Бюро по стандартам.
    6.5—6.9 (Измененная редакция, Изм. № 1).
    6.1 Стандарт считается отмененным Межгосударственным советом по переписке, если за его
    отмену проголосовали национальные органы всех государств, применявших данный стандарт и приняв­
    ших участие в голосовании (в течение срока, установленного для голосования).
    6.11 Закрытие дела отмененного стандарта, публикацию соответствующей информации в ежеме­
    сячном информационном указателе «Межгосударственные стандарты» и направление официальной
    информации об отмене стандарта в национальные органы государств, применявших данный стандарт,
    а также передачу копии дела стандарта в случае одностороннего прекращения его применения в
    государстве, в котором хранилось это дело, осуществляют в порядке, установленном Межгосударствен­
    ным советом [3]. В этом случае Бюро по стандартам определяет государство, в котором в дальнейшем
    будет храниться дело стандарта.
    (Измененная редакция, Изм. № 1).
    6.12 Решение о прекращении применения стандарта на территории государства, применявшего
    данный стандарт, в связи с его отменой или в одностороннем порядке национальный орган этого
    государства оформляет принятием соответствующего организационно-распорядительного документа с
    публикацией официальной информации об этом решении в порядке, установленном этим национальным
    органом.
    6.13 В чрезвычайных ситуациях, когда применение стандарта может создать угрозу для нацио­
    нальной безопасности, жизни и здоровья населения страны, нанести ущерб ее экономике или окружаю­
    щей среде, национальный орган вправе временно (на срок до одного года) приостановить действие этого
    стандарта на территории своего государства. Одновременно с принятием этого решения национальный
    орган направляет соответствующую информацию в национальные органы других государств, применя­
    ющих данный стандарт, и Бюро по стандартам для публикации соответствующей информации в ежеме­
    сячном информационном указателе «Межгосударственные стандарты».
    Последующее решение по данному стандарту (о возобновлении или прекращении его применения

ГОСТ 1.2—97
на территории государства) доводится национальным органом этого государства до Бюро по стандартам
и национальных органов других государств, применяющих стандарт.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.14
Пересылку документов в процессе обмена информацией, связанной с отменой стандарта или
прекращением его применения в государстве — участнике Соглашения, рекомендуется осуществлять
по электронной почте.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
7 Порядок разработки, принятия, регистрации, применения,
обновления и отмены правил и рекомендаций по межгосударственной
стандартизации
7.1 Правила по межгосударственной стандартизации (далее — правила) разрабатывают при не­
обходимости конкретизации (детализации) отдельных положений соответствующих основополагающих
организационно-технических и общетехнических межгосударственных стандартов, а также при нецеле­
сообразности разработки таких стандартов, если устанавливаемые положения определяют порядок
взаимодействия в работах по стандартизации, метрологии и сертификации только на уровне националь­
ных органов и Бюро по стандартам.
7.2 Рекомендации по межгосударственной стандартизации (далее — рекомендации) разрабаты­
вают в случае целесообразности предварительной проверки на практике неустоявшихся, еще не став­
ших типовыми, организационно-методических положений и процедур в области стандартизации,
метрологии и сертификации, т. е. до принятия соответствующих стандартов или правил.
7.3 Правила и рекомендации не должны дублировать положения межгосударственных стандартов
или противоречить им.
7.4 Построение, изложение, оформление и обозначение правил и рекомендаций — по ГОСТ 1.5.
7.5 Разработку правил и рекомендаций осуществляют, в основном без включения в программу
работ по межгосударственной стандартизации, по решению Межгосударственного совета на основе
предложений Бюро по стандартам или национальных органов государств — участников Соглашения.
7.6 Разработку правил (рекомендаций) осуществляет Бюро по стандартам или организации,
специализированные в области стандартизации (метрологии, сертификации).
По рекомендации соответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации, метроло­
гии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю) Межгосударственного совета для разработки
проекта правил (рекомендаций) может быть образована рабочая группа из представителей националь­
ных органов или иных организаций.
Пересылку документов в процессе разработки, обновления, отмены правил и рекомендаций
осуществляют по электронной почте.
7.7 Разработку правил осуществляют в порядке, установленном 3.1.1, 3.2 и 3.3 для проектов
стандартов. Если правила разрабатывают без подготовки первой редакции, то совмещают вторую и
третью стадии разработки, не проводя работы, указанные в 3.2.3.2—3.2.3.4.
По рекомендации соответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации, метроло­
гии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю) Межгосударственного совета разработка проекта
правил осуществляется с подготовкой или без подготовки первой редакции.
Проект правил рассматривают и принимают на заседании Межгосударственного совета. При этом
правила считаются принятыми только при достижении по ним консенсуса и положительном голосовании
всех национальных органов. Перед заседанием Межгосударственного совета проект правил рекоменду­
ется рассмотреть на заседании соответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации,
метрологии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю).
7.4—7.7 (Измененная редакция, Изм. № 1).
7.7.1—7.7.7 (Исключены, Изм. № 1).
7.8 Разработка рекомендаций осуществляется, в основном, без разработки первой редакции.
Проект рекомендаций рассылается на рассмотрение в национальные органы государств — участ­
ников Соглашения, при необходимости дорабатывается, направляется на издательское редактирование
по 3.2.4.1—3.2.4.3, рассматривается на заседании соответствующей научно-технической комиссии (по
стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю), а затем рассматрива­
ется и принимается на заседании Межгосударственного совета при положительном голосовании боль­
шинства (не менее двух третей) членов Совета, участвующих в заседании.
(Измененная редакция, Изм. № 1).

ГОСТ 1.2—97
7.9 Регистрацию принятых правил и рекомендаций, публикацию соответствующей информации,
издание правил и рекомендаций, обеспечение ими национальных органов осуществляют в порядке,
установленном Межгосударственным советом [3].
(Измененная редакция, Изм. № 1, Поправка).
7.1 Правила и рекомендации издаются, распространяются и применяются в государствах —
участниках Соглашения в порядке, установленном их национальными органами. При этом их издание
может осуществляться одновременно на русском языке и государственном языке страны.
7.11 Обновление правил и рекомендаций осуществляется путем их пересмотра или внесения в
них изменений.
Разработку, принятие и применение правил (рекомендаций) в случае их пересмотра или внесения
в них изменений осуществляют в порядке, установленном в 7.6—7.10.
7.12 Отмену правил и рекомендаций осуществляют в соответствии сб.б—6.11. При этом голосо­
вание выносится на заседание Межгосударственного совета.
Правила (рекомендации) отменяют, если за это проголосовало большинство (более половины)
членов Совета, участвующих в заседании.
Одностороннее прекращение применения правил в государстве — участнике Соглашения не до­
пускается, за исключением случая возникновения противоречий между положениями, установленными
в них и в законодательных актах этого государства. При этом осуществляются процедуры, указанные
в 6.5.

ГОСТ 1.2—97
Приложение А
(обязательное)
Форма бюллетеня голосования по проекту стандарта (изменения к стандарту)

5.jpg
Правила заполнения бюллетеня голосования — по ГОСТ 1.2—97
*Бюллетень голосования заполняют в соответствии с правилами, приведенными в приложении Б.

ГОСТ 1.2— 97
Приложение Б
(обязательное)
ПРАВИЛА
заполнения бюллетеня голосования по проекту стандарта
(изменения к стандарту)
1 Номер изменения и обозначение стандарта, в который вносят это изменение, указывают только в бюлле­
тене голосования по проекту изменения.
2 Обозначение действующего стандарта, взамен которою разработан проект стандарта, указывают только в
бюллетене голосования при пересмотре действующего стандарта.
3 Решение, принятое по проекту стандарта (изменения), указывают в бюллетене перечеркиванием одного из
квадратов 1, 2, 3 в соответствии со следующим примером:

изображение_2021-11-02_153011.png
4 Заполнение квадрата 3 в бюллетене голосования при пересмотре действующего стандарта или внесении
в него изменения является официальным уведомлением со стороны государства, представившего этот бюллетень,
о намерении прекратить применение данного стандарта на территории этого государства.
5 Подпись лица, подписавшего бюллетень голосования, подтверждается гербовой печатью национального
органа, представившего бюллетень.

ГОСТ 1.2— 97
Приложение В
(обязательное)
Форма бюллетеня голосования по отмене стандарта*

7.jpg

‘ Бюллетень голосования об отмене стандарта заполняют в соответствии с пунктами 3 и 5 правил заполнения
бюллетеня голосования по проекту стандарта (приложение Б).

ГОСТ 1.2—97
Приложение Г
(рекомендуемое)
Рекомендации по гармонизации межгосударственных стандартов на международном
и региональном уровне
Г.1 Если на объект межгосударственной стандартизации распространяется международный, региональный
стандарт или иной документ по международной или региональной стандартизации (далее — международный,
региональный стандарт), то при разработке межгосударственного стандарта целесообразно рассмотреть возмож­
ность его гармонизации на соответствующем уровне.
П р и м е ч а н и е — В международной стандартизации [7] гармонизированными на международном (регио­
нальном) уровне считаются стандарты, которые гармонизированы с международным (региональным) стандартом
или стандартами.
Г.2 Гармонизация межгосударственного стандарта на международном (региональном) уровне не должна
препятствовать достижению цепей межгосударственной стандартизации и противоречить ее основным принципам,
установленным ГОСТ 1 (разделы 4 и 5), а также не должна создавать трудности при применении данного
межгосударственного стандарта в государствах — участниках Соглашения.
Г.З Если по объективным причинам не представляется возможным гармонизировать межгосударственный
стандарт с международным (региональным) стандартом, то целесообразно рассмотреть возможность использова­
ния данного международного (регионального) стандарта при разработке межгосударственного стандарта путем
применения способов, указанных в Д.З (приложение Д).
Г.4 При отсутствии международного (регионального) стандарта, распространяющегося на данный объект
стандартизации, целесообразно рассмотреть возможность гармонизации межгосударственного стандарта с нацио­
нальными стандартами передовых в техническом отношении стран.

ГОСТ 1.2—97
Приложение Д
(рекомендуемое)
Методы применения международных, региональных и национальных стандартов
в межгосударственных стандартах
Д.1 Международный (региональный) стандарт применяют путем принятия в качестве межгосударственного
стандарта или путем учета (любым способом) международного (регионального) стандарта при разработке межго­
сударственного стандарта.
Д.2 Международный (региональный) стандарт считается принятым в качестве межгосударственною стандар­
та, если межгосударственный стандарт является идентичным международному (региональному) стандарту или
модифицированным по отношению к нему.
П р и м е ч а н и я
1 В международной стандартизации [7], [8] принятием международного стандарта в региональном стандарте
считается опубликование регионального нормативного документа, основанного на соответствующем международ­
ном стандарте, или подтверждение, что международный стандарт имеет тот же статус, что и региональный
нормативный документ, с указанием любых отклонений отданного международного стандарта. В межгосударствен­
ной стандартизации второй способ принятия не применяется.
2 В международной стандартизации [8] идентичными стандартами считаются гармонизированные стандарты,
которые идентичны по техническому содержанию и по форме представления. Идентичные стандарты могут иметь
редакционные различия.
3 В международной стандартизации [8] модифицированными стандартами считаются гармонизированные
стандарты, которые имеют различия в техническом содержании и (или) форме представления при условии четкой
идентификации этих различий и указания причины технических отклонений, если сравнение структуры и содержания
данных стандартов не вызывает никаких затруднений. При этом гармонизированными считаются стандарты, кото­
рые относятся к одному и тому же объекту, приняты различными занимающимися стандартизацией органами, но
обеспечивают взаимозаменяемость продукции, работ (процессов), услуг и взаимное понимание результатов испы­
таний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами. Техническим отклонением от
международного стандарта в региональном стандарте считается различие между техническим содержанием дан­
ного международного стандарта и техническим содержанием регионального стандарта.
При применении международного (регионального) стандарта предварительно рассматривают целесообраз­
ность сохранения в межгосударственном стандарте технического содержания и структуры данного международного
(регионального) стандарта, в том числе принятой в нем нумерации разделов, подразделов, пунктов и подпунктов,
обозначений приложений и других структурных элементов.
Если техническое содержание данного международного (регионального) стандарта соответствует целям
межгосударственной стандартизации и потребностям национальной экономики каждого из государств— участников
Соглашения, имеющих намерение принять этот стандарт, а структура международного (регионального) стандарта
не затруднит пользование межгосударственным стандартом, то его оформляют в виде стандарта, идентичного
международному (региональному) стандарту, соблюдая при этом ГОСТ 1.5 (подраздел 9.1).
Для учета особенностей объекта и аспекта* стандартизации, которые характерны для государств — участни­
ков Соглашения, международный (региональный) стандарт может быть принят в качестве модифицированного
межгосударственного стандарта.
Модификацию межгосударственного стандарта по отношению к международному (региональному) стандарту
осуществляют в случае необходимости:

  • дополнения его новыми положениями, показателями и (или) их значениями, отдельными фразами, словами,
    касающимися технического содержания стандарта;
  • исключения его отдельных структурных элементов;
  • изменения его отдельных положений или значений показателей, фраз и слов, касающихся технического
    содержания стандарта;
  • изменения его структуры (полностью или частично).
    Во всех указанных случаях межгосударственный стандарт, модифицированный по отношению к международ­
    ному (региональному) стандарту, оформляют в соответствии с ПОСТ 1.5 (подраздел 9.2).
    *3десь и далее под аспектом стандартизации подразумевается краткое обобщенное содержание устанавли­
    ваемых стандартом положений, которое указывают в наименовании стандарта в виде подзаголовка.

ГОСТ 1.2— 97
В обоснованных случаях (например, для удобства пользования) в одном межгосударственном стандарте
может быть применено несколько взаимосвязанных международных (региональных) стандартов. Такой межгосудар­
ственный стандарт считается модифицированным и его оформляют в соответствии с ПОСТ 1.5 (пункт 9.2.8).
Д.З Если указанные в Д.2 формы принятия международного (регионального) стандарта в межгосударствен­
ном стандарте не приемлемы (в силу различных причин), то данный международный (региональный) стандарт также
может быть использован при разработке межгосударственного стандарта следующими способами:

  • путем использования перевода (русской версии) международного (регионального) стандарта в качестве
    основы для разработки межгосударственного стандарта, но с существенным изменением структуры и (или) техни­
    ческого содержания, которые невозможно или нецелесообразно идентифицировать;
  • путем использования меньшей части международного (регионального) стандарта (в виде перевода с сохра­
    нением или без сохранения аутентичности).
    При оформлении межгосударственного стандарта с использованием указанных выше способов учитывают
    соответствующие требования, установленные ГОСТ 1.5 (подраздел 9.3).
    Д.4 Национальный стандарт государства — участника Соглашения применяют при разработке в качестве
    проекта межгосударственного стандарта в соответствии с 3.2.8 или 3.2.9. При этом проект межгосударственного
    стандарта может быть идентичным национальному (государственному) стандарту (см. 3.2.8) или модифицирован­
    ным по отношению к нему (см. 3.2.9).
    После принятия межгосударственного стандарта, идентичного национальному стандарту, последний по
    решению принявшего его национального органа может быть отменен для исключения дублирования с межгосудар­
    ственным стандартом, введенным в действие на территории данного государства, или признан имеющим одинако­
    вую силу с ним
    при
    применении
    на территории
    этого государства.
    При этом область применения
    межгосударственного стандарта может быть ограничена только межгосударственными отношениями.
    После принятия межгосударственного стандарта, модифицированного по отношению к национальному стан­
    дарту, последний подлежит отмене (или ограничению области применения) для исключения противоречия с данным
    межгосударственным стандартом, в случае их одновременного действия на территории государства.
    Д.5 Национальные стандарты государств, не являющихся участниками Соглашения, применяют с использо­
    ванием любого из методов, указанных в Д.2 и Д.З. При этом учитывают требования, установленные ПОСТ 1.5
    (подраздел 9.4).

ГОСТ 1.2—97
Приложение Е
(обязательное)
Форма сводки отзывов на проект межгосударственного стандарта, поступивших
от заинтересованных государств, и пример заполнения
Е.1 Форма сводки отзывов
8.jpg
‘ Если сводку отзывов составляют по результатам рассмотрения второй редакции проекта стандарта, то
указывают наименование этой редакции. По результатам рассмотрения окончательной редакции проекта стандарта
вместо сводки отзывов составляют сводку замечаний и предложений (при их наличии), поступивших вместе с
бюллетенями голосования или изложенных в них.

ГОСТ 1.2—97
Е.2 Пример заполнения сводки отзывов (фрагмент)
СВОДКА ОТЗЫВОВ
на первую редакцию проекта межгосударственного стандарта «Правила проведения работ
по межгосударственной стандартизации. Стандарты межгосударственные,
правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации.
Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению»,
разработанного взамен ГОСТ 1.5—93
9.jpg
Приложения Г, Д, Е (Измененная редакция, Изм. № 1).

ГОСТ 1.2—97
Библиография
[1] МСН 1.01-01—96 Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные
положения
[2] РМГ22—97
Правила по программному планированию разработки межгосударственных стандартов
[3] ПМГ 03—99
Порядок регистрации и издания межгосударственных нормативных документов по стан­
дартизации
[4] ПМГ 02—93
Типовое положение о межгосударственном техническом комитете по стандартизации
[5] РМГ24—97
Рекомендации по разработке стандартов межгосударственными техническими комитетами
по стандартизации
[6]
Правила процедуры Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и серти­
фикации
[7] Руководство
Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь
ИСО/МЭК 2:1996
(Standardization and related activities — General Vocabulary)
(ISO/IEC Guide 2:1996)
[8] Руководство
Принятие международных стандартов в качестве национальных или региональных стандар-
ИСО/МЭК 21:1999
то в .
(ISO/IEC Guide 21:1999) (Adoption of International Standards as regional or national standards)
(Измененная редакция, Изм. № 1).
УДК 006.05:006.354
МКС 1.12
Т50
Ключевые слова: документы по межгосударственной стандартизации, межгосударственные стандарты,
правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации, порядок разработки, рассмотрения,
принятия, применения, обновления, отмены и прекращения применения

Изменение № 2 ГОСТ 1.2—97 Межгосударственная система схацщартиза-
ции. Стандарты меж государственны е, правила н рекомендации по
межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, при­
менения, обновлении и отмены
Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологов и
сертификации (протокол № 27 от 22.06.2005)
Зарегистрировано Бюро по стандартам М ГС № 5187
За принятие изменения проголосовали национальные органы по стан­
дартизации всех государств-членов Межгосударственного совета
Для настоящего изменения установлена единая для всех государств дата
введения в действие — 2006—01—01
Раздел 1 Первый абзац дополнить примечанием:
« П р и м е ч а н и е — В настоящем стандарте применены термины по
ГОСТ 1.1*.
Раздел 2 дополнить ссылками:
«ГОСТ 1.1—2002 Межгосударственная система стандартизации. Терми­
ны и определения
ГОСТ 1.3—2002 Межгосударственная система стандартизации. Прави­
ла и методы принятия международных и региональных стандартов в ка­
честве межгосударственных стандартов».
Пункт 3.1.3. Третий абзац после слов «В качестве* дополнить словами:
«основы для»;
четвертый абзац и примечание исключить;
последний абзац изложить в новой редакции; дополнить абзацем:
«При применении в качестве основы для проекта межгосударствен­
ного стандарта международного или региональною стандарта использу­
ют правила и методы, установленные ГОСТ 1.3.
ГОСТ 1.3 также можно применять при разработке межгосударствен­
ного стандарта в случаях использования в качестве основы для его про­
екта национального стандарта, в том числе национального стандарта
государства—участника Соглашения, если для этого не приемлемы пра­
вила, установленные в 3.2.8».
Пункт 3.1.4 дополнить словами: «с учетом ГОСТ 1.3 (в случае приме­
нения в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта
международного или региональною стандарта)».
(Продолжение см. с. 28)

(Продолжение изменения М° 2 к ГО С Т 1,2—97)
Пункт 3.1.5. Первый абзац дополнить словами: «соблюдая порядок об­
мена документами в электронном формате, установленный Межгосу­
дарственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации [7]».
Подпункт 3.2.4.1. Заменить слова: «ИПК Издательство стандартов Гос­
стандарта
России (далее — Издательство стандартов)» на «ФГУП
«Стацдаргинформ», осуществляющего
функцию
издательства меж­
государственных стандартов».
Подпункт 3.2.4.5 д ополнить словами: «При этом может быть использо­
вана система электронного голосования по проектам межгосударствен­
ных нормативных документов».
Подпункт 3.2.8.3 после слов «с ГОСТ 1.5* дополнить словами: «и ГОСТ
1.3».
Подпункт 3.2.8.4. Заменить ссылку: «ГОСТ 1.5 (подраздел 9.1)* на ГОСТ
1.3.
Пункт 3.2,10. Первый абзац. Заменить слова: <см. Д.2, приложение Д)»
на «(см. ГОСТ 1.3);
второй абзац. Заменить ссылку: Д.2 на ГОСТ 1.3.
Пункт 4,2, Последний абзац после слов «ид ентичного национальному
стандарту
дополнить словами: «государства—участника Соглашения*;
дополнить абзацами:
«По решению национального органа, принявшего нятш типтдтлй стан­
дарт, данный стандарт может быть отменен, а вместо него введен в дей­
ствие в качестве национального стандарта межгосударственный стандарт,
или национальный стандарт может быть признан имеющим одинаковую
силу с идентичным ему межгосударственным стандартом при примене­
нии последнего на территории этого государства.
После принятия межгосударственного стандарта, модифицированного
по отношению к национальному стандарту, последний подлежит отмене
(или ограничению области применения) для исключения противоречий
с данным межгосударственным стандартом в случае их одновременного
действия на территории государства».
Пункт 6.8. Первый абзац дополнить словами: «При этом может быть
использована система электронного голосования по проектам межгосу­
дарственных нормативных документов».
Пункт 6.14 дополнить словами: «соблюдая порздок обмена докумен­
тами в электронном формате, установленный Межгосударственным со­
ветом по стандартизации, метрологии и сертификации [7]».
Приложения Г, Д исключить.
Библиография. Позицию [7] изложить в новой редакции:
«[7] Правила по межгосударст-
Порядок обмена документами в
венной стандартизации
электронном формате»;
ПМГ 48-2002
позицию [8] исключить.
(ИУС№ 12 2005 г.)