ГОСТ 1.2-2009 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
М Е Ж Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й
ГОСТ
С Т А Н Д А Р Т
1.2-
2009
Межгосударственная система стандартизации
СТАНДАРТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ,
ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ
СТАНДАРТИЗАЦИИ
Правила разработки, принятия, применения,
обновления и отмены
Издание официальное

ГОСТ 1.2—2009
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандар­
тизации установлены ГОСТ 1.0—92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положе­
ния» и настоящим стандартом
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский на­
учно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ФГУП
«ВНИИНМАШ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (прото­
кол № 36 от 1 ноября 2009 г.)
За принятие стандарта проголосовали:
10.jpg
4 ВЗАМЕН ГОСТ 1.2—97
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря
2009 г. № 845-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 1.2—2009 введен в действие в Российской Феде­
рации для применения в качестве национального стандарта с 1 мая 2010 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2011 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и измене­
ний к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (го­
сударственных) стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах
соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая ин­
формация также будет опубликована в сети Интернет на сайте Межгосударственного совета по
стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
В Российской Федерации информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в
ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений
и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты».
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление
будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандар­
ты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информацион­
ной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской
Федерации по стандартизации в сети Интернет
© Стандартинформ, 2010
© СТАНДАРТИНФОРМ, 2011
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизве­
ден, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения национального
органа Российской Федерации по стандартизации

ГОСТ 1.2—2009
Содержание
1 Область применения........................................................................................................................................ 1
2 Нормативные ссылки........................................................................................................................................ 1
3 Правила разработки и принятия межгосударственных стандартов.......................................................... 2
3.1 Общие положения.....................................................................................................................................2
3.2 Организация разработки межгосударственного стандарта................................................................ 3
3.3 Правила разработки первой редакции проекта межгосударственного стандарта и ее рас­
смотрения ................................................................................................................................................. 3
3.4 Правила разработки окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта
и ее рассмотрения.....................................................................................................................................5
3.5 Правила принятия межгосударственного стандарта..........................................................................6
3.6 Особенности принятия национальных стандартов в качестве межгосударственных стандартов 9
4 Правила применения межгосударственных стандартов.............................................................................9
5 Правила обновления межгосударственных стандартов.......................................................................... 10
5.1 Организация работ по обновлению межгосударственного стандарта........................................... 10
5.2 Правила разработки, принятия и введения в действие изменения к межгосударственному
стандарту................................................................................................................................................. 12
5.3 Правила проведения работ по пересмотру межгосударственного стандарта..................................13
5.4 Правила внесения поправки в межгосударственный стандарт....................................................... 14
6 Правила проведения работ для отмены межгосударственных стандартов и прекращения их при­
менения в государствах..................................................................................................................................14
7 Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены правил и рекомендаций
по межгосударственной стандартизации...................................................................................................16
Приложение А (обязательное) Форма сводки отзывов на проект межгосударственного стандарта,
поступивших от заинтересованных государств, и правила заполнения........................ 18
Библиография................................................................................................................................................... 19

ГОСТ 1.2—2009

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Межгосударственная система стандартизации
СТАНДАРТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ, ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены
Interstate system for standardization. Interstate standards, rules and recommendations on interstate standardization.
Rules for development, taking over, application, renovation and cancellation
Дата введения — 2010—05—01
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила разработки, принятия, применения, обновления
(пересмотра, внесения изменений и поправок) и отмены документов по межгосударственной стандарти­
зации
(межгосударственных
стандартов,
правил
и
рекомендаций
по
межгосударственной
стандартизации).
П р и м е ч а н и е — В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1.
1.2 Настоящий стандарт не распространяется на процедуры разработки, принятия, применения,
обновления и отмены межгосударственных стандартов на оборонную продукцию.
1.3 По отношению к настоящему стандарту на национальном уровне могут быть установлены до­
полнительные и/или конкретизирующие правила, которые распространяются на процедуры разработки
межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, из­
менений к ним, а также правила применения и прекращения применения этих документов в отдельных
государствах, в частности правила разработки и применения межгосударственных стандартов в
области строительства и строительных материалов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные
стандарты:
ГОСТ 1.0—92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения
ГОСТ 1.1—2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ 1.3—2002* Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия
международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов
ГОСТ 1.5—2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные,
правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, из­
ложению, оформлению, содержанию и обозначению
П р и м е ч а н и е — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылоч­
ных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоя­
нию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем
году. Если ссылочный стандарт изменен, то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться из­
мененным стандартом, а при замене на другой стандарт — стандартом, действующим вместо настоящего стандар­
та. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в
части, не затрагивающей эту ссылку.

  • С1 мая 2010 г. действует ГОСТ 1.3—2008.
    Издание официальное

ГОСТ 1.2—2009
3 Правила разработки и принятия межгосударственных стандартов
3.1 Общие положения
3.1.1 Разработку межгосударственных стандартов осуществляют для достижения целей межгосу­
дарственной стандартизации с соблюдением ее основных принципов, которые определены ГОСТ 1
(разделы 4 и 5) и с учетом приоритетных направлений работ по межгосударственной стандартизации,
принятых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее —
МГС).
3.1.2 Межгосударственные стандарты разрабатывают на объекты стандартизации, которые опре­
делены в ГОСТ 1 (раздел 7).
3.1.3 Разработку межгосударственного стандарта осуществляют на основании программы работ
по межгосударственной стандартизации, по решению МГС или по инициативе национального органа по
стандартизации государства —участника Соглашения о проведении согласованной политики в области
стандартизации, метрологии и сертификации* (далее — Соглашение) или межгосударственного техни­
ческого комитета по стандартизации (МТК), за которым закреплена соответствующая сфера деятель­
ности или объект стандартизации.
Основанием для разработки межгосударственного стандарта может быть также межгосударствен­
ная программа стандартизации по определенному направлению деятельности или группе продукции.
П р и м е ч а н и е — Программу работ по межгосударственной стандартизации, протоколы заседаний МГС,
межгосударственные программы стандартизации по направлениям деятельности и группам продукции размещают
на официальном сайте МГС.
3.1.4 Разработку межгосударственного стандарта осуществляют в следующем порядке:

  • первая стадия — организация разработки стандарта;
  • вторая стадия — разработка первой редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в госуда­
    рствах — участниках Соглашения;
  • третья стадия — разработка окончательной редакции проекта стандарта, ее рассмотрение в го­
    сударствах — участниках Соглашения и голосование;
  • четвертая стадия — принятие стандарта и его регистрация.
    В обоснованных случаях допускается совмещение стадий разработки проекта стандарта (напри­
    мер, в случае, указанном в 3.6.1) или введение дополнительных стадий его разработки (второй и после­
    дующей редакций).
    3.1.5 Положения, устанавливаемые в межгосударственном стандарте, должны основываться на
    современных достижениях науки, техники, технологии по отношению к данному объекту и/или аспекту
    стандартизации и учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг.
    3.1.6 В качестве основы для проекта межгосударственного стандарта могут быть предложены:
  • действующий или разрабатываемый (на любой стадии) национальный стандарт государства-раз­
    работчика, другого государства — участника Соглашения или иной страны;
  • действующий или разрабатываемый (на стадии окончательной редакции) международный или
    региональный стандарт;
  • международный документ, не являющийся международным стандартом.
    При этом должны быть соблюдены следующие условия:
  • содержание применяемого стандарта (документа) должно удовлетворять целям межгосудар­
    ственной стандартизации, установленным в ГОСТ 1 (раздел 4);
  • наличие международного, регионального или двухстороннего соглашения, допускающего такое
    применение стандарта (документа), или разрешение правомочного на это органа.
    При соблюдении этих условий действующий национальный стандарт государства — участника
    Соглашения может быть предложен для принятия в качестве межгосударственного стандарта в соотве­
    тствии с 3.6.
    3.1.7 При разработке межгосударственного стандарта необходимо обеспечить увязку его положе­
    ний с положениями ранее принятых межгосударственных стандартов. Если эти положения устарели и
    противоречат положениям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновременно с его
    разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стан­
    дартов в соответствии с разделом 5 или их отмену в соответствии с разделом 6
  • Соглашение заключено правительствами стран Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 г.
    в г. Москве (с дополнениями и изменениями от 22 ноября 2007 г., принятыми в г. Ашхабаде).

ГОСТ 1.2— 2009
3.1.8
Проект межгосударственного стандарта и иных документов, используемых в процессе его
разработки, оформляют в электронно-цифровой форме, пригодной для обмена документами в соответ­
ствии с порядком, установленным МГС [1].
3.2 Организация разработки межгосударственного стандарта
3.2.1 При разработке межгосударственного стандарта (далее — стандарт*) в государстве —
участнике Соглашения национальный орган по стандартизации этого государства (далее — националь­
ный орган) готовит соответствующее предложение к программе работ по межгосударственной стандар­
тизации в соответствии с порядком, установленным МГС, [2] и с использованием Интегрированной
автоматизированной информационной системы Межгосударственного совета по стандартизации,
метрологии и сертификации (АИС МГС).
П р и м е ч а н и е — Темы по разработке межгосударственных стандартов в области строительства и строи­
тельных материалов также включают в план работ по межгосударственной стандартизации и техническому норми­
рованию, который принимает Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому
нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС).
3.2.2 В обоснованных случаях допускается разработка проекта стандарта в инициативном поряд­
ке (без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации). В этом случае нацио­
нальный орган или уполномоченная им организация вносит соответствующую информацию в АИС МГС
в виде предложения об инициативной разработке.
П р и м е ч а н и е — Данная система осуществляет автоматическую отправку уведомлений об инициативной
разработке проекта стандарта (с краткой аннотацией) на адреса электронной почты национальных органов других
государств — участников Соглашения.
3.2.3 Организацию работ по разработке проекта стандарта в государстве — участнике Соглаше­
ния осуществляют национальный орган этого государства и секретариат МТК (а при его отсу­
тствии — секретариат национального технического комитета по стандартизации), который имеет
соответствующую по тематике область деятельности и за которым закреплен соответствующий объект
стандартизации.
П р и м е ч а н и я
1 При наличии МТК фактически организацией разработки проекта стандарта в государстве-разработчике за­
нимается секретариат национального технического комитета по стандартизации (далее — секретариат националь­
ного ТК), которому национальным органом этого государства поручено выполнение функций постоянно
действующего национального рабочего органа в данном МТК.
2 Здесь и далее, где упоминается МТК или национальный ТК соответствующие работы и иные функции мо­
жет выполнять подкомитет МТК или подкомитет национального ТК и их органы (если это предусмотрено в положе­
нии о данном МТК или в положении о национальном ТК).
3 Конкретные правила организации разработки проектов межгосударственных стандартов (начиная с пода­
чи соответствующих предложений) в государствах — участниках Соглашения могут быть установлены националь­
ными органами этих государств.
3.2.4 Разработчиком проекта стандарта (далее — разработчик) должна быть организация, кото­
рая специализируется по данному виду продукции (услуг, технологий или иному объекту стандартиза­
ции) и имеет в этой области наиболее высокий научно-технический потенциал. Выбор разработчика
осуществляет заказчик разработки**. В обоснованных случаях для разработки стандарта может быть со­
здана рабочая группа из квалифицированных специалистов разных организаций, которые имеют опыт
разработки нормативных и/или технических документов в данной области. При этом в рабочую группу
могут быть включены по представлению национальных органов (органов государственного управления
строительством) других государств — участников Соглашения полномочные представители в МТК,
секретариатов соответствующих национальных ТК или иные специалисты, компетентные в этой
области.
3.3
Правила разработки первой редакции проекта межгосударственного стандарта и ее
рассмотрения
3.3.1
Разработчик стандарта разрабатывает первую редакцию проекта стандарта и готовит пояс­
нительную записку к нему.

  • За исключением случаев, когда необходимо подчеркнуть межгосударственный статус стандарта.
    ** За исключением случая инициативной разработки за счет собственных средств и сил.

ГОСТ 1.2—2009
3.3.2 При разработке проекта стандарта руководствуются общими требованиями к его содержа­
нию, установленными ГОСТ 1.5 (раздел 7), если иное не обусловлено применением международного
(регионального) стандарта (документа) как основы для разработки (см. ГОСТ 1.3) или требованиями тех­
нического задания, если разработка стандарта осуществляется на основании договора или контракта.
3.3.3 При разработке проекта стандарта используют или учитывают:

  • требования национальных технических регламентов, а также технические регламенты регио­
    нальных интеграционных образований, например директивы Европейского союза и правила Европей­
    ской экономической комиссии Организации Объединенных Наций;
  • результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проек­
    тных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
  • международные, региональные и межгосударственные стандарты, а также международные доку­
    менты, не являющиеся международными стандартами;
  • национальные стандарты государств — участников Соглашения;
  • национальные стандарты экономически развитых стран;
  • стандарты организаций (фирменные и корпоративные стандарты), разработанные передовыми
    предприятиями (компаниями), научными организациями и общественными объединениями своей стра­
    ны и других стран;
  • прочую информацию о современных достижениях науки, техники и технологии;
  • предложения национальных органов государств — участников Соглашения, членов МТК и чле­
    нов национального ТК, государственных органов, а также иных юридических и физических лиц, заинте­
    ресованных в разработке стандарта.
    3.3.3.1 При отсутствии у разработчика национальных стандартов и технических регламентов других
    государств — участников Соглашения эти документы могут быть запрошены через национальный орган
    своего государства у национальных органов этих государств, которые при наличии заинтересованности мо­
    гут предоставить их русские версии или переводы на русский язык на безвозмездной основе.
    П р и м е ч а н и е — Документы в области строительства и строительных материалов могут быть запрошены
    через орган государственного управления строительством.
    3.3.3.2 При использовании в проекте стандарта документов, относящихся к объектам патентного
    или авторского права, соблюдают соответствующие нормы законодательства государства-разработчи­
    ка. При этом необходимую информацию приводят в пояснительной записке к проекту и/или в предисло­
    вии стандарта.
    3.3.4 Наименование, построение, изложение и оформление проекта стандарта — по ГОСТ 1.5
    (разделы 3 и 4, подразделы 6.1 и 6.2).
    3.3.5 При применении в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта междуна­
    родного (регионального) стандарта или международного документа, не являющегося международным
    стандартом, используют правила и методы, установленные ГОСТ 1.3.
    П р и м е ч а н и е — При соблюдении условий, указанных в 3.6.1, принятие международного (регионального)
    стандарта (документа) в качестве межгосударственного стандарта может быть осуществлено по правилам, установ­
    ленным в 3.6.
    3.3.6 В пояснительной записке к проекту стандарта приводят:
  • основание для разработки стандарта с указанием номера темы по программе работ по межгосу­
    дарственной стандартизации;
  • краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, если необходимо для конкретизации
    соответствующих сведений, приведенных в разделе 1 стандарта;
  • технико-экономическое, социальное или иное обоснование разработки стандарта;
  • обоснование целесообразности разработки стандарта на межгосударственном уровне;
  • сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими межгосударственными стандартами, пра­
    вилами и рекомендациями по межгосударственной стандартизации и/или сведения о применении при
    разработке проекта стандарта международного (регионального или национального) стандарта (между­
    народного документа, не являющегося международным стандартом);
  • предложения по изменению, пересмотру или отмене межгосударственных стандартов, противо­
    речащих предложенному проекту стандарта;
  • перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработ­
    ке стандарта;

ГОСТ 1.2—2009

  • сведения о разработчике стандарта с указанием его сайта в сети Интернет, почтового адреса, но­
    мера контактного телефона и адреса электронной почты.
    При необходимости, обусловленной особенностями объекта и/или аспекта стандартизации, в пояс­
    нительной записке к проекту стандарта также приводят сведения о патентной чистоте проекта стандарта
    или предусмотренную законодательством государства-разработчика информацию об использовании при
    разработке стандарта документов, относящихся к объектам патентного или авторского права.
    3.3.7 Разработчик направляет первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к
    нему в секретариат соответствующего по тематике МТК, а при его отсутствии в свой национальный
    орган (непосредственно в секретариат национального ТК или иную организацию, уполномоченную
    национальным органом на работу в АИС МГС) или секретариат МНТКС (если стандарт распростра­
    няется на строительство или строительные материалы) для их размещения в данной системе. При
    этом проект стандарта и пояснительную записку представляют в электронном виде в форматах
    (.DOC) или (.PDF).
    3.3.8 Секретариат МТК, а при его отсутствии национальный орган (непосредственно секретариат
    национального ТК или иная организация, уполномоченная национальным органом на работу
    в АИС МГС) или секретариат МНТКС размещает проект стандарта и пояснительную записку к нему в
    АИС МГС на стадии «Рассмотрение» в соответствии с практическим руководством по пользованию этой
    системой*. При этом срок рассмотрения первой редакции проекта стандарта составляет три месяца.
    Данный срок может быть сокращен до двух месяцев, если это обусловлено объективными причинами,
    например, в случае, когда в качестве окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта
    предложен национальный стандарт государства — участника Соглашения (см. 3.6.1). Причину сокра­
    щения срока указывают в пояснительной записке к проекту стандарта и в АИС МГС.
    П р и м е ч а н и е — При размещении проекта стандарта в АИС МГС выполняется автоматическая отправка
    уведомлений о начале рассмотрения первой редакции проекта стандарта на электронную почту национальных
    органов.
    3.3.9 Национальные органы государств, заинтересованных в разработке стандарта, организуют
    рассмотрение проекта стандарта в своих государствах. При этом национальный орган может обеспе­
    чить доступ к АИС МГС полномочному представителю этого государства в МТК, секретариату нацио­
    нального ТК, другой организации или лицу, которое ответственно за рассмотрение этого проекта, и иным
    заинтересованным организациям.
    3.3.10 Замечания и предложения, приводимые в отзыве на первую редакцию проекта стандарта,
    рекомендуется излагать в следующей последовательности:
  • по проекту в целом;
  • по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, таблицам, графическим материалам, приложе­
    ниям — в порядке изложения проекта стандарта.
    Все предложения по проекту стандарта должны быть обоснованы, а замечания должны носить
    конкретный характер.
    3.3.11 На основании отзывов заинтересованных организаций и лиц полномочный представитель
    государства в МТК, секретариат национального ТК или иная организация (лицо), ответственные за рас­
    смотрение данного проекта в данном государстве, готовят обобщенный отзыв этого государства и раз­
    мещают его в АИС МГС, используя шаблон, размещенный в АИС МГС.
    3.4
    Правила разработки окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта
    и ее рассмотрения
    3.4.1
    По истечении срока рассмотрения первой редакции проекта стандарта секретариат МТК, а
    при его отсутствии национальный орган государства-разработчика (непосредственно секретариат наци­
    онального ТК или иная организация, уполномоченная национальным органом на работу в АИС МГС) или
    секретариат МНТКС обобщает отзывы, размещенные в АИС МГС заинтересованными государствами, и
    в десятидневный срок направляет их разработчику для подготовки окончательной редакции проекта
    стандарта, прилагая в случае необходимости свои рекомендации о целесообразности реализации
    предложений и учета замечаний, содержащихся в этих отзывах.
  • Практическое руководство по пользованию АИС МГС является эксплуатационным документом, который
    размещен в данной системе в ограниченном доступе (только для Бюро по стандартам МГС, национальных органов
    и уполномоченных ими организаций). Далее при указании на работу в АИС МГС этот документ может быть исполь­
    зован и при отсутствии его упоминания в тексте.

ГОСТ 1.2—2009
3.4.2 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта с учетом замечаний и
предложений заинтересованных лиц своей страны, членов МТК или национальных органов других госу­
дарств, а также с учетом соответствующих рекомендаций секретариата МТК (секретариата националь­
ного ТК) или секретариата МНТКС. При этом целесообразность учета замечаний и предложений,
поступивших по истечении срока рассмотрения первой редакции проекта стандарта, определяет разра­
ботчик, если иное не установлено национальным органом.
П р и м е ч а н и е — Срок подготовки окончательной редакции проекта стандарта, установленный нацио­
нальным органом государства-разработчика или иным заказчиком разработки, указывают в программе работ по
межгосударственной стандартизации.
3.4.3 При подготовке окончательной редакции проекта стандарта разработчик готовит сводку от­
зывов на его первую редакцию по форме и правилам ее заполнения, которые приведены в приложе­
нии А. При этом используют шаблон отзыва, размещенный в АИС МГС, а в пояснительную записку к
окончательной редакции проекта стандарта включают характеристику учета полученных замечаний и
предложений.
3.4.4 В случае разработки промежуточных (второй и последующих) редакций проекта стандарта
соблюдают процедуру разработки, установленную для первой редакции (см. 3.3). При этом в АИС МГС
вместе с проектом стандарта и пояснительной запиской размещают сводку отзывов на его предыдущую
редакцию.
3.4.5 Разработчик направляет окончательную редакцию проекта стандарта, пояснительную за­
писку к ней и сводку отзывов на первую редакцию в секретариат национального ТК или непосредственно
в национальный орган государства-разработчика, а проект стандарта в области строительства или стро­
ительных материалов — в секретариат МНТКС.
П р и м е ч а н и е — Порядок рассмотрения и согласования окончательной редакции проекта стандарта в го-
сударстве-разработчике устанавливает его национальный орган.
3.4.6 После принятия национальным органом государства-разработчика или секретариатом
МНТКС решения о готовности окончательной редакции проекта стандарта для голосования его направ­
ляют на издательское редактирование в организацию, уполномоченную на это соответствующим
национальным органом.
При наличии редакционных замечаний по проекту стандарта его разработчик вносит необходимые
исправления.
3.4.7 После издательского редактирования секретариат МТК, а при его отсутствии национальный
орган государства-разработчика (непосредственно секретариат национального ТК или иная организа­
ция, уполномоченная на работу в АИС МГС) или секретариат МНТКС размещает окончательную редак­
цию проекта стандарта, а также пояснительную записку к проекту и сводку отзывов на первую редакцию
в АИС МГС на стадии «Окончательная редакция». При этом срок рассмотрения окончательной редакции
проекта стандарта и голосования по нему составляет два месяца.
П р и м е ч а н и е — При размещении окончательной редакции проекта стандарта в АИС МГС выполняется
автоматическая отправка уведомлений о начале голосования по данной редакции проекта стандарта на электрон­
ные адреса национальных органов всех государств — участников Соглашения.
3.4.8 Национальные органы (органы государственного управления строительством) организуют
рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта в своих государствах в течение предостав­
ленного для этого срока.
3.4.9 По результатам рассмотрения окончательной редакции проекта стандарта национальные
органы заинтересованных государств принимают решение и заполняют бюллетень для голосования в
АИС МГС в течение предоставленного для этого срока. При голосовании против принятия проекта стан­
дарта в данной редакции, а также в случае, когда национальный орган воздержался при голосовании, к
бюллетеню голосования присоединяют файл с обоснованием этого решения в форматах (.DOC) или
(
.PDF).
3.5 Правила принятия межгосударственного стандарта
3.5.1
Межгосударственный стандарт принимает МГС по результатам голосования в АИС МГС или
непосредственно на заседании совета.
П р и м е ч а н и е — Деятельность МГС, в том числе порядок проведения его заседаний, регламентированы
соответствующими правилами [3].

ГОСТ 1.2—2009
Принятию межгосударственного стандарта в области строительства или строительных материа­
лов предшествует одобрение его проекта МНКТС в соответствии с межгосударственными строительны­
ми нормами, принятыми данной комиссией [4].
3.5.2 Голосование по проекту стандарта в АИС МГС осуществляется по результатам рассмотре­
ния его окончательной редакции в государствах — участниках Соглашения, проводимого в соответствии
с 3.4.8. Подведение итогов голосования осуществляется в данной системе автоматически в день окон­
чания голосования.
П р и м е ч а н и е — Если национальный орган воздерживается при голосовании, то считается, что соответ­
ствующая страна не заинтересована в применении данного стандарта, а мнение этой страны в подсчете голосов не
учитывается.
3.5.3 Стандарт считают принятым по результатам голосования в АИС МГС, если за его принятие в
предложенной редакции проголосовало не менее двух третей от числа национальных органов, заинте­
ресованных в применении данного стандарта и принявших участие в голосовании, и при этом отсутству­
ют предложения о вынесении рассмотрения результатов голосования на заседание МГС и стандарт не
относится к числу основополагающих стандартов (см. 3.5.5). При этом число национальных органов,
проголосовавших за принятие стандарта, должно быть не менее четырех с учетом национального
органа государства-разработчика.
3.5.3.1 При положительных результатах голосования по проекту стандарта национальный орган
государства-разработчика (секретариат МНТКС) организует проведение окончательного редактирова­
ния стандарта. По результатам редактирования на каждом листе стандарта указывают условное обозна­
чение о его готовности к изданию.
3.5.3.2 Национальный орган государства-разработчика (секретариат МНТКС) направляет в Бюро
по стандартам Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (да­
лее — Бюро по стандартам) документы, необходимые для регистрации принятого стандарта, в соотве­
тствии с порядком, установленным МГС [5], а также размещает стандарт, прошедший издательское
редактирование, в АИС МГС на стадии «Принятие».
3.5.3.3 Бюро по стандартам оформляет результаты голосования в АИС МГС протоколом с под­
писью ответственного секретаря МГС, проводит в соответствии с установленным МГС порядком [5] ре­
гистрацию принятого МГС стандарта по результатам голосования в АИС МГС и размещает его на
издание (см. 4.2).
П р и м е ч а н и е — При размещении стандарта в АИС МГС для издания выполняется автоматическая от­
правка уведомлений об этом на электронные адреса национальных органов всех государств — участников Согла­
шения.
3.5.3.4 По результатам голосования в АИС МГС Бюро по стандартам ежемесячно формирует и
рассылает национальным органам перечень документов, которые приняты по результатам голосования
в АИС МГС, и перечень проектов, выносимых на рассмотрение на заседании МГС. Соответствующие пе­
речни Бюро по стандартам также предоставляет на ближайшие заседания научно-технических комис­
сий*, а затем на ближайшее заседание МГС.
3.5.4 При отрицательных результатах голосования по проекту стандарта национальный орган
(орган государственного управления строительством) государства-разработчика может принять реше­
ние о прекращении его разработки или доработке проекта с учетом замечаний и предложений нацио­
нальных органов.
3.5.4.1 Доработку проекта стандарта осуществляют в срок, не превышающий двух месяцев, в по­
рядке, установленном национальным органом государства-разработчика.
3.5.4.2 При доработке проекта стандарта разработчик составляет сводку замечаний и предложе­
ний по результатам первоначального голосования национальных органов, которую оформляют анало­
гично сводке отзывов по первой редакции проекта стандарта. При этом информацию о национальных
органах, проголосовавших за принятие стандарта, приводят в пояснительной записке.
3.5.4.3 Национальный орган государства-разработчика или иная уполномоченная им организация
(секретариат МНТКС) размещает в АИС МГС доработанный проект стандарта с пояснительной запиской
и сводкой замечаний и предложений для проведения повторного голосования. При этом срок рассмотре­
ния доработанного проекта стандарта и голосования по нему составляет два месяца.

  • В МГС созданы научно-технические комиссии по гармонизации технических регламентов, стандартизации,
    метрологии, подтверждению соответствия, аккредитации, надзору и контролю за соблюдением требований техни­
    ческих регламентов, норм и правил.

ГОСТ 1.2—2009
При положительных результатах повторного голосования по проекту стандарта осуществляют ра­
боты в соответствии с 3.5.3.1 — 3.5.3.4.
3.5.4.4
При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта окончатель­
ное решение по нему (дальнейшая доработка, прекращение разработки) принимают на заседании МГС
или МНТКС по рекомендации соответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации, мет­
рологии, подтверждению соответствия, аккредитации, надзору и контролю за соблюдением требований
технических регламентов, норм и правил) или секретариата МНТКС.
В случае принятия решения о прекращении разработки стандарта национальные органы (органы
государственного управления строительством) заинтересованных государств могут использовать его
проект (в любой редакции) в качестве основы для разработки или оформления аналогичного нацио­
нального стандарта.
3.5.5 Принятие стандарта выносят на заседание МГС по предложению национального органа, не
согласного с результатами голосования по его проекту. На заседание МГС также выносят принятие наи­
более важных основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех государств — участников
Соглашения, если такая процедура принятия предусмотрена в программе работ по межгосударственной
стандартизации.
3.5.5.1 Если проект стандарта предполагают вынести на заседание МГС, то перед этим заседани­
ем секретариат МТК (а при его отсутствии — национальный орган государства-разработчика или секре­
тариат МНТКС) организует (с участием национального ТК и/или разработчика стандарта) следующие
мероприятия, направленные на снятие разногласий:

  • двусторонний обмен предложениями по снятию разногласий, проводимый между разработчиком
    стандарта и его оппонентом по электронной почте или путем личных встреч;
  • обсуждение этих предложений на двустороннем или многостороннем совещании представите­
    лей национальных органов или органов государственного управления строительством;
  • рассмотрение проекта стандарта на заседании МТК;
  • рассмотрение проекта стандарта на заседании соответствующей научно-технической комиссии
    или на заседании МНТКС.
    3.5.5.2 При рассмотрении проекта стандарта на заседании МГС результаты рассмотрения отража­
    ют в протоколе заседания. При этом сведения о принятом на заседании стандарте включают в соответ­
    ствующий перечень, который является неотъемлемой частью данного протокола.
    3.5.5.3 Если принятие стандарта вынесено на заседание МГС, а член совета, представляющий за­
    интересованное в данном стандарте государство, не может присутствовать на этом заседании или на­
    править на него своего полномочного представителя, то соответствующий национальный орган
    направляет бюллетень голосования с решением по проекту стандарта не менее чем за 20 дней до
    проведения заседания.
    П р и м е ч а н и е — Бюллетень голосования оформляют, используя шаблон, размещенный в АИС МГС.
    3.5.5.4 Стандарт считают принятым на заседании МГС, если за его принятие проголосовало не
    менее двух третей от числа членов совета, представляющих заинтересованные в стандарте государ­
    ства и присутствующих на этом заседании или направивших бюллетени голосования в соответствии с
    3.5.5.3.
    3.5.5.5 Если стандарт относится к числу основополагающих стандартов, затрагивающих интересы
    всех государств — участников Соглашения, то данный стандарт считают принятым только при положи­
    тельном голосовании всех членов МГС, участвующих в заседании, если от отсутствующего при этом чле­
    на совета не поступил бюллетень голосования с отрицательным решением по данному стандарту.
    3.5.5.6 В случае принятия стандарта на заседании МГС осуществляют работы в соответствии с
    3.5.3.1 — 3.5.3.3.
    3.5.6
    Национальные органы, проголосовавшие против принятия стандарта или воздержавшиеся (не
    принявшие участия в голосовании), могут в дальнейшем присоединиться к проголосовавшим, направив в
    Бюро по стандартам бюллетень голосования со своим положительным решением. Информацию об этом
    решении публикуют на сайте МГС и в ежемесячно издаваемых в государствах — участниках Соглашения
    информационных указателях национальных стандартов.
    3.5.7 Принятие межгосударственного стандарта не налагает каких-либо обязательств на нацио­
    нальные органы, которые не приняли участия в голосовании, воздержались при голосовании или прого­
    лосовали против принятия стандарта в данной редакции.

ГОСТ 1.2—2009
П р и м е ч а н и е — Если национальный орган проголосовал против принятия межгосударственного стан­
дарта и готовится принять (утвердить) национальный стандарт, распространяющийся на тот же объект и аспект
стандартизации, то в этом национальном стандарте рекомендуется указать (идентифицировать) все различия дан­
ных стандартов, используя правила, которые аналогичны установленным ГОСТ 1.3 для модифицированных стан­
дартов.
3.6 Особенности принятия национальных стандартов в качестве межгосударственных
стандартов
3.6.1 В качестве окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта может быть
предложен национальный стандарт государства — участника Соглашения, если данный стандарт изло­
жен на русском языке* и является идентичным международному или региональному стандарту
3.6.2 Предложение по национальному стандарту государства — участника Соглашения может ис­
ходить от национального органа, принявшего (утвердившего) данный стандарт. Если это предложение
исходит от национального органа другого государства, Бюро по стандартам, секретариата МНТКС или
секретариата МТК, то возможность реализации данного предложения предварительно согласовывают с
национальным органом, принявшим (утвердившим) этот стандарт.
3.6.3 Сторона**, предложившая принять национальный стандарт в качестве межгосударственного
стандарта, размещает данный стандарт в АИС МГС на стадии «Окончательная редакция» вместе с по­
яснительной запиской, в которой изложено данное предложение с соответствующим обоснованием.
3.6.4 Рассмотрение национального стандарта, предложенного для принятия в качестве межгосу­
дарственного стандарта, и голосование по нему осуществляют в соответствии с 3.4.8 и 3.4.9, а подведе­
ние итогов голосования — в соответствии с 3.5.2 и 3.5.3.
3.6.5 При положительных результатах голосования по принятию национального стандарта в ка­
честве межгосударственного стандарта сторона, выдвинувшая соответствующее предложение, офор­
мляет титульный лист и предисловие межгосударственного стандарта в соответствии с ГОСТ 1.5
(приложение А и подраздел 3.3). При этом в предисловии межгосударственного стандарта в первом пун­
кте не указывают разработчика этого стандарта, а приводят полное наименование органа, выдвинувше­
го данное предложение и внесшего стандарт на принятие, во втором пункте — сведения о принятии
межгосударственного стандарта, в третьем пункте — информацию о том, что данный стандарт подготов­
лен на основе применения национального стандарта (с указанием его обозначения) и может быть
дополнен национальными информационными данными по ГОСТ 1.5 (подраздел 3.15).
3.6.6 Титульный лист и предисловие межгосударственного стандарта, которые подготовлены в со­
ответствии с 3.6.5, направляют в Бюро по стандартам для регистрации данного стандарта в качестве
межгосударственного стандарта, включения его в электронный каталог «Межгосударственные стандар­
ты» и размещения титульного листа стандарта и его предисловия в АИС МГС на стадии «Издание» со­
гласно правилам, принятым МГС [5].
3.6.7 При отрицательных результатах голосования по принятию национального стандарта госу­
дарства — участника Соглашения в качестве межгосударственного стандарта его доработку не осуще­
ствляют, за исключением случая, когда предложение по данному стандарту исходило от национального
органа, принявшего (утвердившего) соответствующий национальный стандарт. В этом случае на основе
данного национального стандарта может быть подготовлен проект межгосударственного стандарта с со­
блюдением правил, установленных в ГОСТ 1.5, и с учетом замечаний и предложений заинтересованных
стран, а дальнейшие работы (в том числе рассмотрение и голосование по этому проекту) осуществляют
в соответствии с 3.5.4.2 — 3.5.4.4.
4
Правила применения межгосударственных стандартов
4.1 Межгосударственный стандарт применяют в качестве национального стандарта в государ­
ствах, чьи национальные органы приняли этот стандарт (присоединились к нему), в порядке, установ­
ленном этими национальными органами. Как правило, применение межгосударственного стандарта
осуществляют непосредственно, без переоформления в национальный стандарт.
4.2 Бюро по стандартам размещает принятый и зарегистрированный межгосударственный стан­
дарт в АИС МГС на стадии «Издание».

  • Или если существует и является общедоступным официальный перевод на русский язык этого стандарта.
    ** Бюро по стандартам, секретариат МНТКС, секретариат МТК, национальный орган или организация, уполно­
    моченная им на работу в АИС МГС.

ГОСТ 1.2—2009
4.3 Заинтересованный национальный орган получает в АИС МГС зарегистрированный межгосу­
дарственный стандарт и вводит его в действие на территории своего государства в качестве националь­
ного стандарта путем принятия соответствующего организационно-распорядительного документа. При
этом национальный орган устанавливает для стандарта дату введения его в действие на территории
своего государства и своевременно отменяет противоречащий ему (или дублирующий его) националь­
ный стандарт (стандарты). При этом стандарт может быть дополнен национальными информационными
данными по ГОСТ 1.5 (подраздел 3.15).
4.4 Заинтересованный национальный орган устанавливает дату введения в действие межгосу­
дарственного стандарта в качестве национального стандарта не позднее двух лет со дня регистрации
стандарта в Бюро по стандартам. При этом учитывают соответствующие рекомендации национального
органа государства-разработчика, которые изложены в пояснительной записке к проекту стандарта.
4.5 Для наиболее важных стандартов, затрагивающих интересы всех государств — участников
Соглашения, МГС может установить единую для всех государств дату введения их в действие в качестве
национальных стандартов.
4.6 Публикацию информации о введении межгосударственного стандарта в действие для приме­
нения в качестве национального стандарта, его издание и распространение на территории государства
осуществляют в порядке, установленном его национальным органом.
Информацию о введении межгосударственного стандарта в действие в государстве — участнике
Соглашения национальный орган направляет в Бюро по стандартам для актуализации электронного ка­
талога «Межгосударственные стандарты».
4.7 В случае принятия в качестве межгосударственного стандарта национального стандарта госу­
дарства — участника Соглашения (см. 3.6) национальный орган другого заинтересованного государства
получает в АИС МГС титульный лист и предисловие зарегистрированного межгосударственного стан­
дарта, при необходимости дополняет национальными информационными данными по ГОСТ 1.5 (под­
раздел 3.15), издает их и вводит данный стандарт в действие для применения на территории своего
государства.
4.8 В государстве — участнике Соглашения, национальный стандарт которого принят в качестве
межгосударственного стандарта, данный национальный стандарт продолжают применять во внутрен­
них отношениях, а в межгосударственных отношениях его используют вместе с титульным листом и
предисловием межгосударственного стандарта.
4.9 При ссылках на стандарт, применяемый в соответствии с 4.7 или 4.8 в межгосударственных от­
ношениях, и при указании его обозначения в маркировке используют рекомендации по межгосудар­
ственной стандартизации, принятые МГС [6].
4.1 Если межгосударственный стандарт не введен в действие в качестве национального стан­
дарта в каком-либо государстве — участнике Соглашения, то этот стандарт можно применять в межго­
сударственных отношениях со странами, в которых действует данный стандарт, для изготовления и
поставки продукции на экспорт в эти страны или для оказания им услуг, а также в иных случаях, обуслов­
ленных договорами (контрактами) между заинтересованными странами.
5
Правила обновления межгосударственных стандартов
5.1 Организация работ по обновлению межгосударственного стандарта
5.1.1 Межгосударственный стандарт подлежит обновлению в следующих случаях:

  • если его содержание препятствует соблюдению вновь заключенного межгосударственного согла­
    шения;
  • если содержание стандарта перестало отвечать целям и принципам межгосударственной стан­
    дартизации;
  • если содержание стандарта вошло в противоречие с действующими и вводимыми нормами зако­
    нодательств (в том числе техническими регламентами) государств — участников Соглашения;
  • если содержание стандарта не удовлетворяет современным экономическим, социальным или
    иным потребностям государств — участников Соглашения и/или не соответствует современному уров­
    ню развития науки, техники и технологий;
  • при необходимости обеспечения гармонизации с вновь разработанным или обновленным между­
    народным (региональным) стандартом (международным документом, не являющимся международным
    стандартом);

ГОСТ 1.2—2009

  • если содержание стандарта противоречит содержанию другого вновь разрабатываемого (обнов­
    ляемого) межгосударственного стандарта или если эти стандарты дублируют друг друга.
    В последнем случае при организации обновления стандарта необходимо стремиться к обеспече­
    нию комплексности работ по межгосударственной стандартизации взаимосвязанных объектов по сро­
    кам разработки распространяющихся на них стандартов.
    Межгосударственный стандарт также может быть обновлен по предложению национальных орга­
    нов, органов государственного управления строительством, других органов государственного управле­
    ния,
    предприятий,
    организаций,
    иных
    субъектов
    хозяйственной
    деятельности,
    общественных
    объединений и граждан государств, на территории которых применяют данный стандарт.
    5.1.2 Обновление стандарта может быть осуществлено путем его пересмотра, разработки изме­
    нения к стандарту, а при наличии опечаток, ошибок или иных неточностей редакционного характера - пу­
    тем внесения поправки в стандарт.
    5.1.3 При необходимости обновления стандарта национальные органы, органы государственного
    управления строительством, другие органы государственного управления, предприятия, организации,
    иные субъекты хозяйственной деятельности, общественные объединения и граждане государств, на
    территории которых применяют этот стандарт, направляют соответствующие предложения (с аргумен­
    тированным обоснованием) в секретариат МТК, за которым закреплен данный объект стандартизации,
    национальный орган своего государства или непосредственно в национальный орган государ­
    ства — разработчика этого стандарта (государства, за которым закреплен данный стандарт), или в сек­
    ретариат МНТКС. Вместе с предложениями могут быть представлены документы, подтверждающие их
    обоснованность
    или
    содержащие
    гарантийные
    обязательства
    по
    полному
    или
    частичному
    финансированию работы, а также текст изменения, который целесообразно внести в данный стандарт.
    5.1.4 Секретариат МТК (а при его отсутствии — национальный орган, секретариат МНТКС и/или
    секретариат национального ТК) рассматривает, анализирует и обобщает полученные предложения по
    обновлению стандарта, оценивает их актуальность, определяет способ обновления стандарта (в виде
    изменения или пересмотра) и возможные источники финансирования этой работы.
    5.1.5 Если в течение пяти лет после принятия стандарта в секретариат МТК (секретариат нацио­
    нального ТК или секретариат МНТКС) не поступали предложения по его обновлению, то данный секре­
    тариат направляет членам МТК или МНКТС, а также национального ТК запрос о предоставлении
    предложений по обновлению стандарта (его отмене) или самостоятельно проводит оценку научно-тех­
    нического уровня и/или проверку содержания данного стандарта.
    5.1.6 При проведении работ, указанных в 5.1.4 и 5.1.5, оценивают необходимость одновременного
    обновления взаимосвязанных с обновляемым стандартом других межгосударственных стандартов (в
    том числе стандартов, в которых даны нормативные ссылки на данный стандарт).
    5.1.6.1 Если в процессе анализа выявлена необходимость обновления взаимосвязанного стан­
    дарта, закрепленного за другим МТК или национальным органом, то соответствующее предложение на­
    правляют в секретариат этого МТК (национальный орган или секретариат МНТКС).
    5.1.6.2 Секретариат МТК (национальный орган или секретариат МНТКС), в который поступило это
    предложение, анализирует его, определяет способ обновления закрепленного за ним стандарта (в виде
    изменения или пересмотра) и сообщает свое мнение в национальный орган (орган государственного
    управления строительством) государства, на которое возложено ведение данного секретариата.
    5.1.6.3 Национальный орган (орган государственного управления строительством) рассматривает
    предложение по обновлению стандарта и определяет возможность финансирования этой работы.
    5.1.7 Последующие работы по организации разработки изменения к действующему стандарту или
    его пересмотру осуществляют в порядке, установленном в 3.2.
    5.1.8 Если в качестве межгосударственного стандарта принят национальный стандарт государ­
    ства — участника Соглашения (см. 3.6), то необходимость обновления данного стандарта определяет
    национальный орган этого государства. После принятия (утверждения) изменения к национальному
    стандарту или его пересмотра этот национальный орган предлагает национальным органам других госу­
    дарств, в которых применяют данный стандарт в качестве межгосударственного стандарта, проголосо­
    вать в АИС МГС. При этом изменение к национальному стандарту или его новую версию размещают в
    качестве окончательной редакции проекта соответствующего межгосударственного документа (измене­
    ния или стандарта), а обоснование необходимости обновления стандарта приводят в пояснительной за­
    писке, которую размещают в АИС МГС вместе с проектом на стадии «Окончательная редакция».
    Дальнейшие работы осуществляют с соблюдением правил, установленных в 5.2.6, 5.2.8 — 5.2.10 или в
    5.3.3 — 5.3.5.

ГОСТ 1.2— 2009
5.2 Правила разработки, принятия и введения в действие изменения к межгосударственному
стандарту
5.2.1 Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при необходимости замены (модифи­
кации), дополнения или исключения отдельных его положений или их фрагментов, если это не влечет за
собой нарушения взаимозаменяемости продукции, изготовленной по измененному стандарту, с продук­
цией, изготовленной по стандарту до внесения в него изменения, а также не приводит к нарушению со­
вместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по стандарту
до внесения в него изменения.
Изменение к стандарту на метод контроля разрабатывают, если вносимое изменение не влияет на
воспроизводимость результатов испытаний (измерений, анализа, определений), полученных при ис­
пользовании данного метода.
Для остальных видов стандартов изменение к стандарту разрабатывают, если его объем не превы­
шает 20 % объема стандарта.
П р и м е ч а н и е — При необходимости одновременно с разработкой изменения к стандарту осуществляют
работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним межгосударственным стандартам.
5.2.2 Изменение к стандарту только редакционного (лингвистического) и/или ссылочного характе­
ра в форме самостоятельного документа, как правило, не разрабатывают, а включают в изменение, не­
обходимость внесения которого обусловлена заменой, дополнением и/или исключением определенных
положений стандарта, или оформляют в виде поправки (см. 5.4).
Исключением является случай, когда в стандарте дана нормативная ссылка на отмененный межго­
сударственный стандарт. В этом случае в стандарт вносят изменение с целью исключения положения
стандарта, в котором дана эта ссылка, или его модификации путем включения недостающего требова­
ния (правила).
П р и м е ч а н и я
1 Если по какой-либо причине в стандарт не было внесено изменение, связанное с нормативными ссылками,
то пользователи стандарта самостоятельно осуществляют поиск стандартов, которые действуют взамен отменен­
ных ссылочных стандартов.
2 Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение (или его часть), в котором дана эта ссылка,
может не применяться.
5.2.3 Если в стандарт уже внесено три изменения, то следующее изменение не разрабатывают, а
осуществляют пересмотр стандарта в соответствии с 5.3. Пересмотр стандарта также является пред­
почтительным, если объем вносимого изменения может превысить 20 % объема стандарта или при не­
обходимости существенного изменения наименования или области применения стандарта.
5.2.4 Оформление и изложение изменения — по ГОСТ 1.5 (раздел 5). Каждому вносимому в стан­
дарт изменению присваивают очередной порядковый номер.
5.2.5 Работы по внесению в стандарт изменения организует секретариат МТК, за которым закреп­
лен данный объект стандартизации, или (при отсутствии соответствующего МТК) национальный орган
(орган государственного управления строительством) государства — разработчика этого стандарта (го­
сударства, за которым закреплен данный стандарт), или секретариат МНТКС. При этом в качестве раз­
работчика изменения к стандарту, как правило, привлекают юридическое или физическое лицо,
являющееся разработчиком данного стандарта.
5.2.6 Разработку и принятие изменения к стандарту осуществляют с соблюдением правил, уста­
новленных в 3.2 — 3.5 для проектов стандартов, со следующими дополнениями:

  • в пояснительной записке к проекту изменения вместо характеристики объекта стандартизации
    приводят характеристику вносимого изменения, а также технико-экономическое, социальное или иное
    обоснование целесообразности внесения данного изменения, но не включают сведения о международ­
    ных и региональных стандартах, если вносимое изменение не обусловлено необходимостью гармони­
    зации данного межгосударственного стандарта на международном или региональном уровне;
  • в пояснительной записке приводят сведения о том, в каких государствах — участниках Соглаше­
    ния применяют изменяемый стандарт, а также отражают содержание предложений этих государств по
    обновлению данного стандарта;
  • для рассмотрения первой редакции проекта изменения и подготовки отзывов предоставляют два
    месяца;

ГОСТ 1.2—2009
-для рассмотрения окончательной редакции проекта изменения и проведения голосования по
нему предоставляют два месяца;

  • в обоснованных случаях (например, когда внесение изменения обусловлено необходимостью за­
    мены какого-либо положения нормативной ссылкой на принятый межгосударственный стандарт) допус­
    кается его первую редакцию размещать в АИС МГС как окончательную редакцию, предназначенную для
    голосования;
  • изменение к стандарту считают принятым в АИС МГС, если за это проголосовало не менее двух
    третей национальных органов государств, применяющих данный стандарт;
  • национальные органы, проголосовавшие против принятия изменения к стандарту в предложен­
    ной редакции (или воздержавшиеся от голосования), решают вопрос о применении данного стандарта
    на территории своих государств с учетом нецелесообразности одновременного применения в государ­
    ствах — участниках Соглашения стандарта с принятым изменением и без него*.
    5.2.7 Изменения к наиболее важным основополагающим стандартам, затрагивающим интересы
    всех государств — участников Соглашения, как правило, принимают на заседании МГС. При этом изме­
    нение к такому стандарту считают принятым только при положительном голосовании всех членов сове­
    та, участвующих в заседании.
    5.2.8 Регистрацию и учет принятого изменения к стандарту, в том числе оформление дела измене­
    ния, актуализацию электронного каталога «Межгосударственные стандарты», публикуемого на сайте
    МГС, а также размещение текста данного изменения в АИС МГС на стадии «Издание» осуществляет
    Бюро по стандартам в соответствии с правилами, принятыми МГС [5].
    В обоснованных случаях вместо публикации текста изменения осуществляют новое опубликова­
    ние стандарта, включающее это и все предыдущие изменения и/или поправки к этому стандарту.
    5.2.9 Изменение к стандарту вводят в действие на территории государств путем принятия нацио­
    нальными органами соответствующих организационно-распорядительных документов. При этом дату
    введения в действие изменения к стандарту рекомендуется устанавливать не ранее трех месяцев, но не
    позднее одного года со дня регистрации изменения в Бюро по стандартам.
    Для изменения к наиболее важному основополагающему стандарту, затрагивающему интересы
    всех государств — участников Соглашения, МГС может установить единую для всех государств дату
    введения его в действие.
    5.2.10 Публикацию информации о введении в действие изменения к стандарту в государстве, в
    котором применяют данный стандарт, и при необходимости текста самого изменения осуществляют в
    порядке, установленном национальным органом этого государства. При этом публикацию текста изме­
    нения к стандарту осуществляют на тех языках, на которых издан данный стандарт.
    5.3
    Правила проведения работ по пересмотру межгосударственного стандарта
    5.3.1 Пересмотр стандарта осуществляют при необходимости значительного изменения его содер­
    жания (более 20 % объема стандарта), структуры и/или наименования стандарта, а также при установле­
    нии в нем новых и/или более прогрессивных требований, если это приводит к следующим последствиям:
  • нарушению взаимозаменяемости с продукцией, изготовленной до введения этих требований;
  • нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготов­
    ленная по стандарту до введения в него новых требований;
  • влиянию на воспроизводимость результатов испытаний (измерений, анализа, определений), про­
    водимых по пересмотренному стандарту и действующему ранее стандарту.
    П р и м е ч а н и е — При необходимости одновременно с пересмотром данного стандарта осуществляют ра­
    боты по разработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам или работы по их пересмотру.
    5.3.2 Пересмотр стандарта организует секретариат МТК, за которым закреплен данный объект
    стандартизации, или (при отсутствии соответствующего МТК) национальный орган (орган государствен­
    ного управления строительством) государства, за которым закреплен данный стандарт, или секретариат
    МНТКС. При этом в качестве разработчика новой версии стандарта, как правило, привлекают юридичес­
    кое или физическое лицо, являющееся разработчиком данного стандарта.
    5.3.3 При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом
    разработку и принятие стандарта осуществляют с соблюдением правил, установленных в разделе 3, со
    следующими дополнениями:
  • При этом учитывают необходимость применения измененного стандарта при поставке продукции в страны,
    национальные органы которых проголосовали за принятие изменения к этому стандарту.

ГОСТ 1.2—2009

  • результаты голосования по новой версии стандарта считают положительными, если за его приня­
    тие проголосовало не менее двух третей национальных органов государств, в которых применяют дей­
    ствующий стандарт;
  • национальные органы государств, применяющих действующий стандарт, которые проголосовали
    против принятия новой версии стандарта в предложенной редакции (или воздержавшиеся от голосова­
    ния), решают вопрос о продолжении применения прежней версии этого стандарта в качестве нацио­
    нального стандарта.
    5.3.4 В пояснительной записке к проекту разрабатываемого стандарта приводят технико-экономи­
    ческое, социальное или иное обоснование целесообразности пересмотра действующего стандарта и
    краткую характеристику пересмотра, а также описание ожидаемой эффективности от применения новой
    версии стандарта вместо его прежней версии. При этом в пояснительной записке допускается не приво­
    дить сведения о международных и региональных стандартах, если пересмотр действующего стандарта
    не обусловлен необходимостью гармонизации данного межгосударственного стандарта на международ­
    ном или региональном уровне.
    5.3.5 При пересмотре действовавший ранее стандарт отменяют, а в новой версии стандарта (в
    предисловии) указывают, взамен какого стандарта он разработан. При присвоении обозначения новой
    версии стандарта сохраняют его регистрационный номер, после которого приводят (отделяя тире) четы­
    ре цифры, означающие год принятия и/или регистрации новой версии стандарта.
    5.3.5 Стандарт, принятый взамен действовавшего стандарта, вводят в действие и применяют в со­
    ответствии с разделом 4
    5.4 Правила внесения поправки в межгосударственный стандарт
    5.4.1 Если при применении межгосударственного стандарта выявлена необходимость внести ис­
    правления в его официальное издание для устранения опечаток, ошибок или неточностей редакционно­
    го характера, допущенных при подготовке стандарта к этому изданию, то любой пользователь стандарта
    может направить предложение по внесению в стандарт соответствующей поправки в национальный
    орган своего государства.
    При этом следует учитывать, что текст поправки не должен превышать одной страницы. По содер­
    жанию поправка не должна иметь характер изменения к стандарту. В частности не допускается вводить
    поправками новые пункты, подпункты, таблицы, графический материал, формулы или приложения.
    5.4.2 Если необходимо внести поправку в межгосударственный стандарт, изданный централизо­
    вано, то после рассмотрения соответствующего предложения и в случае согласия с ним национальный
    орган направляет данное предложение в организацию, осуществившую данное издание.
    Организация, осуществляющая централизованное издание, публикует информацию о поправке и
    ее текст в ежемесячно издаваемом им информационном указателе. Соответствующую информацию и
    текст поправки также направляют в Бюро по стандартам для актуализации информационно-поисковой
    системы «СНГ Стандарт».
    5.4.3 Если необходимо внести поправку в межгосударственный стандарт, изданный в государ­
    стве — участнике Соглашения, то после рассмотрения соответствующего предложения и в случае со­
    гласия с ним национальный орган этого государства организует внесение поправки в стандарт в
    соответствии с правилами, установленными в данном государстве.
    Информация о поправке к межгосударственному стандарту, изданному в государстве — участнике
    Соглашения, и ее текст публикуют в официальном периодическом издании национального органа этого
    государства и размещают на его официальном сайте в сети Интернет, а также учитывают при переизда­
    нии данного стандарта.
    6
    Правила проведения работ для отмены межгосударственных стандартов
    и прекращения их применения в государствах
    6.1 Межгосударственный стандарт отменяют:
  • в связи с прекращением выпуска продукции* (оказания услуг или проведения иных процессов),
    осуществлявшихся по данному стандарту во всех государствах, применявших этот стандарт;
  • при разработке взамен данного стандарта другого межгосударственного стандарта (стандартов);
  • при прекращении применения данного стандарта (см. 6.2) во всех применявших его государствах;
  • Если в этом стандарте отсутствуют указания по ремонту или обслуживанию данной продукции.

ГОСТ 1.2—2009

  • в случае отмены национального стандарта, который принят в качестве межгосударственного
    стандарта в соответствии с 3.6;
  • в других случаях, когда стандарт утратил свою актуальность в связи с изменением направлений
    работ по межгосударственной стандартизации в данной области.
    6.2
    Национальный орган государства, в котором применяют межгосударственный стандарт, впра­
    ве прекратить его применение в качестве национального стандарта в одностороннем порядке при:
  • возникновении противоречий между требованиями (правилами), установленными в данном стан­
    дарте, и положениями законодательного акта (в том числе технического регламента), принятого в этом
    государстве;
  • несоответствии установленных в данном стандарте требований (правил) потребностям нацио­
    нальной экономики и/или безопасности;
  • несогласии с содержанием изменения, внесенного в данный стандарт, или содержанием стан­
    дарта, принятого взамен действовавшего стандарта, а также в других обоснованных случаях.
    6.2.1 Государственные органы управления, национальные ТК, предприятия, организации, другие
    субъекты хозяйственной деятельности, общественные объединения и граждане государства, в котором
    применяют межгосударственный стандарт, направляют предложения о прекращении применения дан­
    ного стандарта в качестве национального стандарта в национальный орган своего государства.
    6.2.2 Национальный орган в соответствии с установленным им порядком организует рассмотре­
    ние поступивших предложений по прекращению применения межгосударственного стандарта в качес­
    тве национального стандарта и определяет целесообразность реализации этих предложений в
    одностороннем порядке (только на территории своей страны) или путем подготовки предложения об от­
    мене данного стандарта решением МГС.
    6.2.3 В случае принятия решения о прекращении применения межгосударственного стандарта в
    государстве — участнике Соглашения в качестве национального стандарта в одностороннем порядке
    национальный орган этого государства направляет соответствующее уведомление (с указанием причи­
    ны) в Бюро по стандартам и национальные органы других государств, применяющих данный стандарт,
    не позднее чем за пять месяцев до даты прекращения применения.
    Информацию о прекращении применения межгосударственного стандарта в государстве — учас­
    тнике Соглашения в качестве национального стандарта в одностороннем порядке направляют в Бюро
    по стандартам для актуализации информационно-поисковой системы «СНГ Стандарт».
    6.3 Национальный орган государства направляет предложение об отмене межгосударственного
    стандарта в МТК, за которым закреплен данный стандарт, или при его отсутствии в национальный орган
    государства, за которым закреплен данный стандарт.
    6.4 Секретариат МТК (национальный орган государства, за которым закреплен данный стандарт)
    анализирует предложение об отмене стандарта, оценивает целесообразность реализации этого пред­
    ложения и при согласии с ним размещает в АИС МГС пояснительную записку с обоснованием целесооб­
    разности отмены
    стандарта.
    При этом для
    рассмотрения этого предложения
    предоставляют
    трехмесячный срок.
    6.5 Национальный орган государства, в котором межгосударственный стандарт применен в качес­
    тве национального стандарта, организует рассмотрение предложения об его отмене в соответствии с
    правилами, установленными данным национальным органом, и заполняет бюллетень голосования в
    АИС МГС в течение срока голосования. При голосовании против отмены стандарта к бюллетеню присое­
    диняют файл с обоснованием этого решения.
    П р и м е ч а н и е — При голосовании по отмене стандарта опцию «Воздержаться» не используют.
    6.6 Подведение итогов голосования по отмене стандарта в АИС МГС осуществляет Бюро по стан­
    дартам на основе информации, автоматически формируемой в данной системе по истечении срока го­
    лосования.
    6.7 Стандарт считают отмененным МГС в АИС МГС, если за его отмену проголосовали националь­
    ные органы всех государств, применявших данный стандарт и принявших участие в голосовании (в тече­
    ние срока, установленного для голосования).
    6.8 По результатам голосования в АИС МГС Бюро по стандартам формирует перечень стандар­
    тов, отмененных по результатам голосования в АИС МГС, который представляют на очередное заседа­
    ние МГС для сведения.
    6.9 Закрытие дела отмененного стандарта, актуализацию электронного каталога «Межгосудар­
    ственные стандарты», публикуемого на сайте МГС, и направление официальной информации об отмене

ГОСТ 1.2—2009
стандарта в национальные органы государств, применявших данный стандарт, а также передачу копии
дела стандарта в случае одностороннего прекращения его применения в государстве, в котором храни­
лось это дело, осуществляют в порядке, установленном МГС [5].
6.1
Решение о прекращении применения межгосударственного стандарта в качестве националь­
ного стандарта в связи с его отменой или в одностороннем порядке национальный орган оформляет
принятием соответствующего организационно-распорядительного документа с публикацией официаль­
ной информации об этом решении в порядке, установленном этим национальным органом.
7 Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены
правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации
7.1 Правила по межгосударственной стандартизации (далее — правила) разрабатывают при
необходимости конкретизации (детализации) отдельных положений основополагающих организаци­
онно-технических и общетехнических межгосударственных стандартов, а также при нецелесообраз­
ности
разработки таких стандартов,
если устанавливаемые
положения определяют порядок
взаимодействия национальных органов и Бюро по стандартам в работах в области технического регу­
лирования (в том числе в области стандартизации, подтверждения соответствия, аккредитации, над­
зора и контроля за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил), а также в
области метрологии.
7.2 Рекомендации по межгосударственной стандартизации (далее — рекомендации) разрабаты­
вают в случае целесообразности предварительной проверки на практике не устоявшихся, еще не став­
ших типовыми, организационно-методических положений в области технического регулирования (в том
числе в области стандартизации, подтверждения соответствия, аккредитации, надзора и контроля за со­
блюдением требований технических регламентов, норм и правил), а также в области метрологии, то
есть до принятия соответствующих стандартов или правил.
7.3 Правила и рекомендации не должны дублировать положения межгосударственных стандар­
тов или противоречить им.
7.4 Построение, изложение, оформление и обозначение правил и рекомендаций — по ГОСТ 1.5.
7.5 Разработку правил и рекомендаций осуществляют по решению МГС на основе предложений
национальных органов государств — участников Соглашения или Бюро по стандартам, как правило, на
основании программы работ по межгосударственной стандартизации.
7.6 Разработку правил и рекомендаций осуществляют организации, специализирующиеся в об­
ласти стандартизации, метрологии, оценки соответствия и иных видов деятельности в области техни­
ческого регулирования, или непосредственно Бюро по стандартам (в соответствии с функциями,
возложенными на него).
По рекомендации соответствующей научно-технической комиссии МГС для разработки проекта
правил (рекомендаций) может быть образована рабочая группа из представителей национальных орга­
нов или иных организаций.
7.7 Разработку правил и рекомендаций осуществляют в порядке, установленном 3.2 — 3.4 для
проектов стандартов. При этом проект правил (рекомендаций) размещают в АИС МГС для рассмотре­
ния, при необходимости дорабатывают, направляют на издательское редактирование по 3.4.6 и 3.5.3.1,
обсуждают на заседании соответствующей научно-технической комиссии (по гармонизации технических
регламентов, стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия, аккредитации, надзору и кон­
тролю за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил), а затем рассматривают и
принимают на заседании МГС. Допускается принятие рекомендаций путем голосования в АИС МГС.
7.8 Правила считают принятыми при положительном голосовании всех членов МГС, участвующих
в заседании.
7.9 Рекомендации считают принятыми при положительном голосовании большинства (не менее
двух третей) членов МГС, участвующих в заседании или в голосовании в АИС МГС.
7.1 Регистрацию и учет принятых правил и рекомендаций, публикацию соответствующей инфор­
мации, издание правил и рекомендаций, обеспечение ими национальных органов осуществляют в соот­
ветствии с порядком, установленным МГС [5].
7.11 Правила и рекомендации издают, распространяют и применяют в государствах — участниках
Соглашения в порядке, установленном их национальными органами.

ГОСТ 1.2—2009
7.12 Обновление правил и рекомендаций осуществляют путем их пересмотра, внесения в них из­
менений или поправок. При этом разработку, принятие и применение правил (рекомендаций) в случае
их пересмотра или внесения в них изменений осуществляют в порядке, установленном в 7.6—7.10.
7.13 Отмену правил и рекомендаций осуществляют в соответствии с 6.3—6.10.
7.14 Одностороннее прекращение применения правил в государстве — участнике Соглашения не
допускается, за исключением случая возникновения противоречий между положениями, установленны­
ми в них и в законодательных актах этого государства. При этом осуществляют процедуры, указанные в
6 .2 .

ГОСТ 1.2—2009
Приложение А
(обязательное)
Форма сводки отзывов на проект межгосударственного стандарта, поступивших
от заинтересованных государств, и правила заполнения
А.1 Форма сводки отзывов

11.jpg

  • Если сводку отзывов составляют по результатам рассмотрения второй редакции проекта стандарта, то ука­
    зывают наименование этой редакции. По результатам рассмотрения окончательной редакции проекта стандарта
    вместо сводки отзывов составляют сводку замечаний и предложений (при их наличии), которые размещены в АИС
    МГС вместе с бюллетенями при голосовании против принятия данного стандарта в данной редакции.

ГОСТ 1.2—2009
А.2 Правила заполнения сводки отзывов
А.2.1 Сводку отзывов заполняют в следующей последовательности:

  • в целом по проекту стандарта;
  • по отдельным разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, таблицам, графическим материалам (в поряд­
    ке изложения стандарта);
  • по приложениям в целом и по их структурным элементам (в порядке их размещения).
    А.2.2 Замечания и предложения, высказанные в разных отзывах, но относящиеся к одному структурному
    элементу, приводят вместе.
    А.2.3 При первом указании в сводке отзывов организации, представившей отзыв, указывают реквизиты со­
    проводительного документа и/или дату размещения отзыва в АИС МГС.
    А.2.4 Заключение разработчика приводят с использованием следующих типовых формулировок:
  • «Принято»;
  • «Принято частично» с указанием части, в которой учтено данное замечание или предложение;
  • «Отклонено» с приведением обоснования нецелесообразности учета данного замечания или предложения;
  • «Принято к сведению», если содержание данного замечания или предложения не предполагает его учет при
    доработке проекта или относится к структурному элементу, который исключен или изменен по другой причине;
  • «Предложено обсудить на заседании НТКС (МНТКС, МТК или ином согласительном совещании)».

Библиография
[1] ПМГ 48—2002
Порядок обмена документами в электронном формате
[2] ПМГ 22—2004
Правила разработки программы работ по межгосударственной стандартизации
[3]
Правила процедуры Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и серти­
фикации
[4] МСН 1.01-01—96
Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные поло­
жения
[5] ПМГ 03—99
Порядок регистрации и издания межгосударственных нормативных документов по стандар­
тизации
[6] РМГ50—2002
Рекомендации по применению ссылок на стандарты в документации и по указанию обозна­
чений стандартов в маркировке

ГОСТ 1.2—2009
УДК 006.05:006.354
МКС 1.12
Т50
Ключевые слова: межгосударственные стандарты, правила и рекомендации по межгосударственной
стандартизации, правила разработки, рассмотрения, принятия, применения, обновления, отмены и пре­
кращения применения
Редактор М.И. Максимова
Технический редактор В.Н. Прусакова
Корректор М.В. Бучная
Компьютерная верстка В.И. Гоищенко
Подписано в печать 15.06.2011. Формат 60х841/а.
Бумага офсетная.
Гарнитура Ариал.
Печать офсетная. Уел. печ. л. 2,79.
Уч.-изд. л. 2,50. Тираж 80 экз. Зак. 501
ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4
www.gostinfo.ru
info@gostinfo.ru
Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ
Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6