ГОСТ 1.4-2020 Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности

ГОСТ 1.4-20МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Межгосударственная система стандартизации

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Правила создания и деятельности

Interstate System for Standardization. Interstate technical committees for standardization. Rules of organization and function

МКС 01.120

Дата введения 2021-04-01*


  • Данная дата является общей для всех государств, указанных в предисловии.20 Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности

d8a6eaac-b339-413a-a2f0-3c38336134f3-image.png

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 536 "Методология межгосударственной стандартизации"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 декабря 2020 г. N 58)

За принятие проголосовали:

a70892b0-b056-4209-ae0c-bdfeb60cb15c-image.png

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2020 г. N 1406-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 1.4-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2021 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 1.4-2015

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

 1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила создания и деятельности межгосударственных технических комитетов по стандартизации, а также включает единое положение о комитете (см. приложение А) и методику оценки эффективности деятельности комитета.

Установленные в разделе 5 правила создания межгосударственных технических комитетов по стандартизации распространяются только на вновь создаваемые комитеты. Остальные положения предназначены также для комитетов, которые созданы до введения в действие настоящего стандарта.

 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 1.0-2015 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения

ГОСТ 1.1 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены

ГОСТ 1.6-2019 Межгосударственная система стандартизации. Программа межгосударственной стандартизации. Правила формирования, принятия, внесения изменений и осуществления мониторинга реализации

МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001 Межгосударственный классификатор стандартов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1.

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

Бюро по стандартам - Бюро по стандартам Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;

ИСС МГС - Информационно-справочная система Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;

МГС - Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;

МКС - Межгосударственный классификатор стандартов;

МПК - подкомитет МТК;

МТК - межгосударственный технический комитет по стандартизации;

национальный орган - национальный орган по стандартизации государства - участника Соглашения;

национальный ТК - технический комитет по стандартизации государства - участника Соглашения;

НТКС - Научно-техническая комиссия по стандартизации МГС;

РГ МТК - Рабочая группа по организации работы МТК;

Соглашение - Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, которое заключено правительствами государств, входящих в Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации.

Примечание - В настоящее время действует Соглашение, заключенное правительствами государств - участников Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 года в г.Москве.

4 Общие положения
4.1 Задачи межгосударственного технического комитета по стандартизации
4.1.1 МТК создают на основе принципа добровольного участия для сотрудничества заинтересованных государств - участников Соглашения при проведении работ по межгосударственной стандартизации в определенной области деятельности для достижения целей, указанных в ГОСТ 1.0-2015 (раздел 3). Эти государства могут участвовать в МТК в статусе полноправных членов или в статусе наблюдателей.

4.1.2 Основными задачами МТК в закрепленной за ним области деятельности являются:

  • подготовка предложений в программу межгосударственной стандартизации (см. 6.1);

  • рассмотрение проектов межгосударственных стандартов* и проектов изменений межгосударственных стандартов (см. 6.2);


  • Здесь и далее, где говорится о межгосударственных стандартах, подразумеваются также правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации и таблицы стандартных справочных данных, если эти документы относятся к области деятельности МТК.
  • периодическая проверка закрепленных за МТК межгосударственных стандартов с целью выявления необходимости их обновления или отмены (см. 6.3.1 и 6.3.2);

  • рассмотрение предложений об отмене межгосударственных стандартов, закрепленных за МТК, а также случаев одностороннего прекращения применения межгосударственных стандартов в государствах - участниках Соглашения (см. 6.3.3 и 6.3.4);

  • сотрудничество с МТК в смежных областях деятельности с целью проведения совместных работ по межгосударственной стандартизации или для координации этих работ (см. 6.4.1 и 6.4.2).

4.1.3 Кроме выполнения основных задач МТК может решать задачи по совместной разработке межгосударственных стандартов и проектов изменений межгосударственных стандартов путем создания соответствующих рабочих групп из представителей членов данного комитета (см. 7.3.3).

4.1.4 Кроме выполнения задач, указанных в 4.1.2 и 4.1.3, МТК может принять участие в работах по международной стандартизации в закрепленной за данным комитетом области деятельности.

4.2 Область деятельности межгосударственного технического комитета по стандартизации
4.2.1 МТК создают по видам продукции, услуг, технологий или иным объектам и (или) аспектам стандартизации, которые относятся к числу указанных в ГОСТ 1.0-2015 (раздел 7) объектов межгосударственной стандартизации, но не относятся к областям деятельности существующих МТК.

4.2.2 Обоснованием целесообразности создания МТК с определенной областью деятельности может служить существование технического комитета или подкомитета международной либо европейской организации по стандартизации, или национального ТК государства - участника Соглашения с идентичной областью деятельности.

4.2.3 В обоснованном случае может быть создан МТК, область деятельности которого не имеет аналога на международном, европейском или национальном уровне. В таком случае область деятельности МТК рекомендуется формировать на основе наименования одной или нескольких взаимосвязанных групп стандартов по МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001, а в исключительных случаях - на основе наименования подгруппы этого классификатора.

4.2.4 Область деятельности создаваемого МТК не должна дублировать области деятельности других (уже существующих) МТК.

Примечания

1 РГ МТК следит за соблюдением приведенного выше правила.

2 МГС устанавливает область деятельности МТК при создании данного комитета в соответствии с 5.2.4 и может изменить ее для существующего комитета в соответствии с 7.6.2. При этом указывают (изменяют) код соответствующей группы (подгруппы) МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001.

4.2.5 Допускается пересечение областей деятельности двух и более МТК в отношении отдельных объектов и (или) аспектов стандартизации.

Примечание - Такие МТК считаются смежными, а соблюдение их взаимных интересов обеспечивает РГ МТК.

 4.3 Требования к структуре и составу межгосударственного технического комитета по стандартизации

4.3.1 В структуру МТК должны входить:

  • председатель МТК;

  • ответственный секретарь МТК;

  • секретариат МТК;

  • полноправные члены МТК.

В структуру МТК могут входить наблюдатели от государств - участников Соглашения.

При необходимости по решению МГС или на заседании МТК в структуру МТК может быть включен заместитель (заместители) председателя МТК.

4.3.2 В состав МТК включают по одному полномочному представителю от государств, участвующих в этом МТК, вне зависимости от статуса этих государств в данном МТК.

Полномочного представителя в состав создаваемого МТК делегирует национальный орган государства - члена данного комитета. При наличии национального ТК с идентичной областью деятельности в качестве полномочного представителя в состав МТК рекомендуется направлять председателя данного национального ТК или его ответственного секретаря.

4.3.3 В состав МТК могут быть включены в статусе наблюдателей представители международных организаций, занимающихся стандартизацией, а также региональных или национальных организаций, занимающихся стандартизацией, если эти организации не входят в состав МГС. Права и функции данных наблюдателей определяются соглашениями, заключенными между МГС и соответствующими международными, региональными или национальными организациями.

4.3.4 В структуре МТК должно быть не менее пяти полноправных членов.

Если после выхода из МТК или изменения статуса его членов становится невозможным соблюдение данного правила, то РГ МТК рассматривает вопрос о целесообразности сохранения комитета с меньшим (но не менее трех) числом полноправных членов и при отсутствии возражений у членов РГ МТК выносит соответствующее предложение на утверждение на заседание МГС, а при необходимости предлагает установить срок, в течение которого состав МТК должен быть увеличен до пяти полноправных членов.

4.3.5 В структуре МТК могут быть выделены МПК с определенной областью деятельности, составом членов МПК, секретариатом МПК, председателем, заместителем председателя (при необходимости) и ответственным секретарем МПК. При этом в составе каждого МПК должно быть не менее трех полноправных членов.

В состав МПК включают по одному полномочному представителю от государств, участвующих в этом МПК, вне зависимости от статуса этих государств в данном МТК.

4.3.6 При необходимости в структуре МТК могут быть образованы постоянные или временные рабочие группы (см. 7.3.3).

5 Правила создания межгосударственного технического комитета по стандартизации
5.1 Формирование межгосударственного технического комитета по стандартизации
5.1.1 Инициативу по созданию нового МТК с областью деятельности, отвечающей установленным в 4.2 требованиям, может проявить национальный орган, который заинтересован в проведении работ по межгосударственной стандартизации в этой области. При этом данный национальный орган предварительно проверяет отсутствие дублирования в отношении кодов МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001, закрепленных за уже существующими МТК.

Если выявлено частичное дублирование в отношении отдельных групп (подгрупп) этого классификатора, то данному национальному органу необходимо провести консультацию с председателем существующего МТК о закреплении за новым комитетом групп (подгрупп) МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001 для устранения дублирования областей деятельности существующего и нового МТК. При этом председатель существующего МТК может предложить вынести на заседание РГ МТК предложение о разграничении областей деятельности этих комитетов.

5.1.1.1 Для начала формирования МТК национальный орган готовит соответствующее предложение.

В предложении о создании МТК приводят:

  • наименование данного МТК;

  • область деятельности МТК с указанием кода соответствующей группы (подгруппы) МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001 или перечень объектов стандартизации (если такие группировки в данном классификаторе отсутствуют);

  • структуру МТК, включающую перечень МПК (при необходимости их создания);

  • номер и наименование технического комитета (его подкомитета) международной или европейской организации по стандартизации и (или) национального ТК государства - участника Соглашения с идентичной областью деятельности (при наличии);

  • наименование организации, которой предлагается поручить ведение секретариата МТК, с характеристикой области деятельности данной организации, ее связи с областью деятельности создаваемого МТК и практикой работы в сфере стандартизации на межгосударственном и (или) национальном уровне;

  • предложения по кандидатурам председателя МТК, его заместителя (при необходимости) и ответственного секретаря комитета и обоснование их компетентности и опыта работы в области деятельности создаваемого МТК и в сфере стандартизации;

  • номер контактного телефона, адрес электронной почты в Интернете и данные лица, ответственного за формирование МТК;

  • дату завершения приема заявок на участие в МТК, которую устанавливают, исходя из двухмесячного срока для приема заявок.

5.1.1.2 В приложении к предложениям о создании МТК приводят:

  • проект перспективной программы работы МТК;

  • перечень существующих межгосударственных стандартов, которые предлагается закрепить за МТК;

  • перечень межгосударственных стандартов, которые предполагается разработать или обновить в области деятельности МТК в ближайшие годы;

  • перечень международных (и/или европейских) стандартов (при наличии таких стандартов в области деятельности МТК).

Европейские стандарты включают в указанный выше перечень при отсутствии аналогичных международных стандартов в области деятельности МТК.

5.1.2 Национальный орган, предложивший создать новый МТК, направляет предложение о его создании во все национальные органы и Бюро по стандартам.

5.1.3 Национальные органы других государств рассматривают предложение по созданию нового МТК и в случае согласия с ним направляют в национальный орган, предложивший создать данный комитет, заявки на участие в МТК, а при необходимости - предложения по содержанию документов, указанных в 5.1.1.2.

В заявке на участие в МТК приводят статус (полноправного члена комитета или наблюдателя) своего государства, сведения о его полномочном представителе с указанием фамилии, имени и отчества, места работы, должности, ученого звания, номеров факса и (или) телефона и адреса электронной почты в Интернете.

5.1.4 После завершения приема заявок на участие в создаваемом МТК организация, готовая взять на себя ведение секретариата МТК, уточняет документы, указанные в 5.1.1.2, для учета замечаний и предложений, поступивших вместе с данными заявками.

Примечание - Прием заявок на участие в создаваемом МТК завершают после наступления соответствующей даты, указанной в предложении о создании этого комитета.

5.2 Принятие решения о создании межгосударственного технического комитета по стандартизации
5.2.1 Если количество поступивших от государств заявок на участие в МТК составляет пять* и более, то национальный орган, предложивший создать данный комитет, направляет в Бюро по стандартам эти заявки вместе с предложением о создании МТК и документами, подготовленными в соответствии с 5.1.1.1 и 5.1.1.2.


  • С учетом государства - инициатора создания МТК.

5.2.2 Бюро по стандартам рассматривает представленные материалы по созданию МТК и выносит данное предложение на очередное заседание РГ МТК для рассмотрения.

При несоответствии представленных материалов установленным в 5.1.1.1 и 5.1.1.2 требованиям Бюро по стандартам возвращает их для доработки в национальный орган, предложивший создать МТК.

5.2.3 На заседании РГ МТК создаваемый комитет представляет лицо, которое назначено национальным органом, предложившим создать данный МТК.

РГ МТК рассматривает материалы по созданию нового МТК и рекомендует (или не рекомендует) НТКС вынести вопрос о создании данного комитета на очередное заседание МГС.

5.2.4 При положительной рекомендации, поступившей от НТКС, МГС на своем заседании принимает оформленное протоколом решение о создании МТК, в котором:

  • устанавливает официальное наименование МТК и область его деятельности с указанием кода соответствующей группы (подгруппы) МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001;

  • устанавливает структуру и состав МТК;

  • назначает председателя МТК, его заместителя (при необходимости), ответственного секретаря;

  • утверждает перечень межгосударственных стандартов, закрепленных за МТК;

  • утверждает перечень международных (и/или европейских) стандартов, относящихся к области деятельности МТК (при наличии таких стандартов);

  • одобряет перспективную программу работы МТК.

5.2.5 При принятии РГ МТК (НТКС или МГС) решения о нецелесообразности создания МТК с предложенной областью деятельности, структурой и (или) составом это отражают в протоколе заседания данного органа.

5.3 Регистрация межгосударственного технического комитета по стандартизации
5.3.1 Регистрацию МТК осуществляет Бюро по стандартам. При этом МТК присваивают обозначение, которое включает индекс "МТК" и идентификационный номер, являющийся следующим в порядке возрастания после номера последнего ранее зарегистрированного МТК.

МПК присваивают обозначение, которое включает обозначение соответствующего МТК и отделенный от него косой дробью индекс "ПК" с идентификационным номером данного подкомитета, например, МТК 536 / ПК 1.

В случае расформирования МТК или МПК его идентификационный номер другому вновь создаваемому комитету (подкомитету) не присваивают.

5.3.2 Бюро по стандартам размещает сведения о созданном МТК в ИСС МГС по форме, приведенной в приложении Б. При этом на сайте МГС в Интернете в разделе МТК размещают ссылку на общедоступную страницу данного МТК в ИСС МГС.

5.3.3 Национальные органы государств, являющихся членами МТК, публикуют информацию о создании данного МТК в своих официальных печатных изданиях (при наличии) и размещают на своих официальных сайтах в Интернете ссылку на общедоступную страницу вновь созданного МТК в ИСС МГС.

5.3.4 Бюро по стандартам осуществляет хранение в электронном виде и в виде бумажных копий, а при необходимости на основании полученных от МТК данных осуществляет актуализацию следующих документов:

  • сведений о МТК, размещенных в ИСС МГС;

  • перечня межгосударственных стандартов, закрепленных за данным МТК;

  • перечня международных (и/или европейских) стандартов, относящихся к области деятельности МТК (при наличии таких стандартов);

  • перспективной программы работы МТК.

6 Правила проведения работ межгосударственным техническим комитетом по стандартизации
 6.1 Подготовка предложений в программу межгосударственной стандартизации

6.1.1 Подготовку предложений МТК в программу межгосударственной стандартизации по темам, которые относятся к закрепленной за данным комитетом области деятельности, осуществляют в соответствии с ГОСТ 1.6.

6.1.2 Секретариат МТК проверяет появление новых публикаций или изменений международных стандартов, на основе которых ранее были разработаны межгосударственные стандарты, закрепленные за данным комитетом, и направляет полномочным представителям в МТК соответствующую информацию для формирования предложений в программу межгосударственной стандартизации.

6.1.3 Если тема, предлагаемая от МТК в программу межгосударственной стандартизации, затрагивает интересы смежного МТК, то секретариат МТК, предложившего данную тему, согласовывает ее со смежным МТК.