«Есть балет плохой и хороший — и всё!»

— Николай Максимович, Вагановская академия с вашей лёгкой руки каждый год приезжает с отчётными концертами в Москву. Да не куда-нибудь, а в Кремль. Но ведь Москва и Питер всегда были большими конкурентами…

— Да никакие они не конкуренты! Это выдумки журналистов, которым не о чем писать! Говорить об этом смешно! В Москве много прима-балерин, выученных выпускницами петербургской школы. Возьмите Екатерину Максимову — ну куда уж более московская балерина! Училась она у Елизаветы Гердт — петербургской примы-балерины. Майя Плисецкая, Раиса Стручкова — выпускницы той же Гердт. Московская прима Наталия Бессмертнова в основном училась у Марии Кожуховой, одной из первых выпускниц Агриппины Вагановой. Продолжать можно до бесконечности. Все мои педагоги и в Тбилиси, и в Москве были выпускниками Ленинградского хореографического училища. Балета не бывает мужского или женского, ленинградского или московского. Есть балет плохой и хороший — и всё!

— Если конкуренции нет, что тогда стимулирует качество преподавания?

— Я своим замам, когда у нас начинаются очередные «разборы полётов» с уборщицами или воспитателями, говорю: «Когда прорвало трубу, это ЧП, но это только наша проблема. А вот когда ребёнок вышел и упал на сцене физиономией в пол, это уже катастрофа для всей академии». Это означает, что наше учебное заведение никому не нужно. Качество исполнения, которое видно из зрительного зала, и есть лучший стимул. А если ребёнок падает... Вот пришли мы на экзамен. Хороший педагог, именитый... Вышли двенадцать девочек-учениц, и все — мордой в пол. Раньше можно было сказать: «Пол полили нехорошо, скользко!» Теперь на полах пластик лежит, и свои ошибки перекладывать не на кого.

Источник:https://zen.yandex.ru/media/tsiskaridze/est-balet-plohoi-i-horoshii--i-vse-5d298966f2df2500aec8c833