Как обучали итальянских живописцев Возрождения

Мы все их знаем, можно сказать, с детства. Микеланджело, Леонардо до Винчи, Мантенья - величайшие гении. Яркие индивидуальности совсем непохожие друг на друга. Но все их объединяет новый, на тот момент, способ обучения изобразительному искусству в мастерских.

В средние века художники были приравнены к ремесленникам. Они также вступали в гильдии, корпорации или цеха. Поэтому первый год их обучения ничем не отличался от обучения каком-то другому ремеслу. Чаще всего любое ремесло могло передаваться по наследству. Так как же все-таки можно было пойти учится? Чаще всего родители или знакомые взрослые заинтересовавшиеся рисунками мальчика, относили их мастеру. Он их осматривал и если видел, что у ребенка есть некий талант брал его к себе в ученики. Как правило, обучение занимало около 3 лет. Основную часть времени ученик находился в мастерской рядом с мастером, а иногда и жил там. Первое время обучение было не сильно интересным, как правило, просто показывали как замешивать гипс, готовить холст или как готовить штукатурку для будущих фресок.

Чуть позже разрешалось заниматься именно рисованием и живописью копируя картины мастера, участвовать в создании эскизов, получая наставления и советы учителя и более старших учеников. Донателло, на вопрос, как же лучше учится искусству, сказал: «В искусстве делать и переделывать означает совершенствоваться». Поэтому занятия проходили каждый день.

Ближе к концу обучения мастер позволял писать часть фона на картине, над которой он в то время трудился. Постепенно ученику позволяли делать более большие и ответственные части фрески или картины. Иногда, картины были полностью написаны учениками, мастер лишь придумал сюжет и композицию.

Постепенно в таких мастерских стали давать более разнообразное образование, например, стали изучать анатомию, перспективу и математику. Именно в таких получали свое образование Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино, Лоренцо ди Креди. Несмотря на жесткость большинства таких учителей, индивидуальность учеников никогда не подавлялась. Очень часто средней руки художники были прекрасными учителя и после их обучения ученики выходили непревзойденными мастерами.  Так, Андреа Мантенья был учеником малозначительного живописца Франческо Скварчоне, но тот сумел привить юноше любовь к античному искусству, открыл в нем великий талант.

В то время самым важным было научится самому главному - творческому осмыслению и последовательности в работе. В своей книге да Винчи писал: "Юноша должен прежде всего учиться перспективе, потом – мерам каждой вещи, потом – копировать рисунки хорошего мастера, чтобы привыкнуть к хорошим пропорциям членов тела, потом с натуры, чтобы утвердиться в основах изученного: потом рассматривать некоторое время произведения руки различных мастеров, наконец – привыкнуть к практическому осуществлению и работе в искусстве".

В эпоху Возрождения свой путь юные художники начинали довольно рано и продолжали учиться и совершенствоваться на протяжении всей жизни. Школа, пройденная в начале пути, была очень прочной основой для дальнейшего творческого пути.

Источник:https://zen.yandex.ru/media/culture_ura/kak-obuchali-italianskih-jivopiscev-vozrojdeniia-5d2aeaf7520a9b00ad6919c5