Your browser does not seem to support JavaScript. As a result, your viewing experience will be diminished, and you have been placed in read-only mode.
Please download a browser that supports JavaScript, or enable it if it's disabled (i.e. NoScript).
Лучано Паваротти безусловно один из величайших певцов в истории оперного искусства. Он внёс свой вклад как в классическое исполнение, так и в поп-культуру 20 века, часто выступая с исполнителями из других музыкальных направлений.
Будущий певец родился в 1935 году в Италии. Отец Лучано был пекарем, а мать трудилась на табачной фабрике. В 1943 году семья перебралась за город и начала заниматься сельским хозяйством.
Как и у многих певцов, тяга к музыке у Лучано проявилась рано. В доме Паваротти всегда звучали классические арии известных певцов, а в двенадцать лет Лучано впервые посетил оперный концерт. Ещё учась в школе, он брал уроки вокала.
Однако окончив школу, Лучано поступил в педагогический институт. Он получил преподавательское образование, и два года работал учителем, продолжая заниматься пением. Через пару лет занятий он принял решение профессионально продвигаться в оперном деле.
Первое признание пришло к Паваротти с победой на Международном конкурсе вокалистов в 1961 году. Тогда он разделил первое место с другим молодым певцом. Оба исполнителя получили возможность участвовать в «Богеме» в театре Реджо.
Настоящая популярность к артисту пришла вместе с партией Тонио в спектакле «Дочь полка», в ней он виртуозно взял девять нот «до» подряд.
Эта роль навсегда изменила жизнь певца, и он стал восходящей звездой оперной сцены. С начала 1970-х гг. Паваротти активно выступал с концертами, в которые входили как оперные арии, так и итальянские песни.
В 1980-х гг. он организует собственный конкурс вокалистов, который помогает молодым певцам. Помимо концертных выступлений Паваротти работает с Венской оперой и театром «Ла Скала».
Новый подъём в карьере исполнителя произошёл в 1990-х гг., когда ВВС в качестве заставки к показу Чемпионата мира по футболу взяла арию «Nessun Dorma» в исполнении Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса.
Он старался сделать оперу более популярной, создав программу «Паваротти и друзья», в которой принимали участие не только оперные исполнители, но и такие популярные певцы, как Элтон Джон, Джеймс Браун, Селин, Дион, Стинг и многие другие.
В 2004 году певцу диагностировали рак. Артист устраивает прощальный тур, а через год выходит его последний диск. В 2007 году великого артиста не стало.
Источник:https://zen.yandex.ru/media/classicaltheatre/-luchano-pavarotti-samyi-populiarnyi-opernyi-ispolnitel-20-veka-5d236de3998ed600aee64b0a
23 апреля для любителей оперной музыки состоялось знаковое и долгожданное событие – в опере Дж.Верди «Травиата» дебютировала солистка Саратовского театра оперы и балета, победительница конкурса «Большая опера», обладатель Гран-при Минский международный Рождественский конкурс вокалистов Ксения Нестеренко. Сразу после этого у неё состоялся еще один дебют - в опере "Царская невеста" Н.Римского-Корсакова.
Ксения, 23 мая 2019 года Вы дебютировали в партии Виолетты в опере «Травиата» Дж.Верди. Какие ощущения испытываете от того, что долгожданный дебют состоялся?
Эту партию я ждала с того момента, как пошла в музыкальную школу. Впервые услышала её на уроках музыкальной литературы. Тогда прозвучали отрывки из оперы и мне сразу захотелось спеть её. Но я очень долго шла к ней в театре. Учила партию год – и вот наконец-то дебютировала. Эмоции классные! Я такого еще не испытывала! Когда ты поешь в эпизодических партиях – это другое. Там меньше напрягаешься. В более обширных партиях другие чувства. Виолетта – партия очень неоднозначная. Кто-то её считает распутной девушкой, а кто-то очень нежным трогательным существом. Лично для меня она стала вторым – нежным, трогательным существом. Многие сказали, что у меня куртизанку не удалось передать – но я даже и не пыталась этого сделать! В каких-то моментах, я, конечно, пыталась жеманничать, но я не пыталась показать себя распущенной. Я пыталась показать Виолетту с другой стороны. И с моими партнерами – Алексеем Смирновым и Аббосхоном Рахматулаевым мы как раз поработали над образами и мизансценами отдельно от режиссерских замыслов и придумали свою небольшую историю, которая немного не про то, что показывают в других театрах. Как мне кажется у нас в тандеме получилось создать Виолетте образ французской девушки с очень трагичной жизнью. Это очень интересно и это более сложная задача – сделать её в этих кринолинах не доступной, а очень закрытой, с большими чувствами и переживаниями. Когда я играла её, то чувствовала это все в себе – пыталась культивировать в себе её сознание. Я даже могу связать её, хотя это немного «притянуто за уши», с образом Любаши из «Царской невесты». Она не сама пришла к такой жизни – её заставила ситуация, обстоятельства. Это очень важно, как человек относится к этому. Ожидали аншлаг на Вашем с Алексеем Смирновым дебюте?
Я могу по секрету сказать: с периодичностью раз в неделю я проверяла сколько билетов куплено! Мне было интересно. Конечно, когда полный зал – это и другое настроение, да и вести себя начинаешь по-другому. Много людей не из театра меня спрашивали о том, когда будет спектакль, когда можно будет услышать меня в этой партии. Люди с других городов приезжали и писали мне об этом в социальных сетях – это очень приятно. Отрадно, что наш труд не оказался камерным исполнением, а все это вышло в массы. Это награда – видеть живые глаза публики. С партнерами по спектаклю мы видимся по 30 раз на дню и нам уже не так в новинку все это, а когда мы видим зрителя – все меняется. Кто-то сидит и воспринимает тебя как великую страдалицу, кто-то сидит и смотрит с вопросом: «что же будет дальше?». Смотреть на эти глаза в зрительском зале очень интересно. Из этого выливаются мои эмоции. Это режиссерская работа внутри меня – в каждом из нас есть маленький режиссер. В спектакле неожиданно возникла сцена поцелуя Виолетты с Альфредом. Это было спланировано?
Нет! Это все случается на сцене и когда это происходит, то только успеваешь подумать: «ой, ни фига себе». Какие-то моменты, естественно, получаются спонтанно, какие-то поставлены. В этот раз мы «ставили» спектакль по глобальным сценам и только выстраивали взаимосвязи между собой. Какие-то маленькие детали мы не продумывали заранее: на спектакле получится интереснее и живее, если абсолютно все не будет постановочным. Например, когда ты не будешь готова к поцелую. Этот момент – импровизация, спонтанное решение моего партнера. Изучала ли ты историю этой постановки, литературную основу?
Я посмотрела штук 200 разных постановок, находила их в самых разных источниках – и не только в Интернете. Многое мне рассказывал Аркадий Владимирович Филиппов, мой педагог. Мне было интересно найти не то, что везде написано – как в Википедии, а прочитать интересные факты, что-то, что лежит за гранью общих знаний. Это как искать стримы о фильмах. Естественно, что прочитала Дюма еще год назад, когда только дали партию. И вот именно тогда, когда я прочитала книгу, захотелось сделать из Виолетты другого персонажа, не того, которого показывают очень часто. И, кстати, очень хорошую роль сыграл мой возраст. В 21 год я еще, Слава Богу, я не пережила того, что к тому же возрасту переживали два-три века назад. Поэтому у меня не получилось сыграть распутную девченку, но получилось все окультурить. Возраст помог. Еще один твой дебют наступит совсем скоро – в рамках Собиновского фестиваля состоится премьера концертного исполнения оперы «Царская невеста», где ты поешь партию Марфы. Ты много раз признавалась, что мечтаешь спеть в этой опере. Концертное исполнение – исполнение мечты «наполовину»?
Я хочу внести поправку: концертное исполнение и концертная постановка – разные вещи! У нас будет именно концертная постановка. Концертное исполнение – это когда встал, спел и сел или ушел. Концертная постановка – минимум декораций, минимум мизансцен, минимум взаимодействия. Но это все есть. Половина постановки, грубо говоря, у нас точно будет. Это не просто концерт! Это действительно исполнение мечты. И то, что я дебютирую в «Царской невесте» в Саратовском театре оперы и балета – огромнейший плюс! На родной сцене сподручнее, привычнее. Саратовская версия «Царской невесты» - это образец классической постановки?
В концертной постановке «Царской невесты» режиссерский посыл будет исконно русский, тот, что сочинил Н.Римский-Корсаков. У нас не будет режиссерской «болтавни». Даже по первой репетиции это понятно. Режиссер Андрей Сергеев очень досконально работает над посылом, настроением, мимикой персонажей. Вот, например, Малюту (Виктор Куценко) он прям «поломал» всего. Сразу сказал: «Малюта совсем не такой, как ты показываешь». Показывал ему мизансцены, ужимки. А потом ты смотришь – получился Малюта! Вот это – Малюта. И до этого было хорошо, и поёт же классно и движения вроде про то, но что-то было не так. Сергеев подсказал как надо –и сложилось. Стало классно. Режиссер на то и режиссер, чтобы направлять! Или вот мне он говорит: «Каждая Марфа выходит на сцену и страдает! А что ты страдаешь? Ты же самый счастливый человек во всей опере! Во всех операх! Счастье = Марфа!». А я даже об этом не думала! И сразу меняется настроение, это отражается в голосе, в мизансценах, поворотах и прочих вещах. В чем счастье и драма Марфы в твоем видении?
Девочка в молоденьком возрасте собиралась замуж за своего любимого человека, которого знает всю жизнь. Все вроде складывается у неё… А тут ей ломают жизнь. Мало того, что выдают замуж за царя – который уже в возрасте, неволят к этому, так еще и какой-то дядечка-опричник взял и отравил её. Вот классно же! Вот счастье… Но счастье-то не в этом. Она-то счастливая. И умирает она счастливой. Сходит с ума она не в плане того, что волосы на себе рвет, а в плане того, что она не понимает, что она уже не здесь. В этом её счастье. Иногда в народе говорят, что счастливая смерть – в твердом уме. А в этой опере, возможно, её счастье в том, что она не понимает всего происходящего. Я пока чувствую так. А драма в самой ситуации, не в человеке. Марфа не должна страдать. До самой последней фразы «Приди же завтра Ваня» – драмы нет. Она же говорит любимому – завтра приходи… Хотя его завтра уже похоронят. К этой партии я тоже тщательно готовилась, больше года. Просмотрела больше ста постановок. Изучала исторические источники, разные трактовки, какие-то статьи критиков читала. Многие постановки ведь «разносили» и важно в таких статьях увидеть, чем не понравилась та или иная постановка. Постараться не допустить этого, если ты с этой критикой согласен. Марфа ведь тоже двоякий персонаж. К каждой партии надо готовиться, а к таким, неоднозначным – готовиться еще более тщательно. Опера, классическая, русская, одного из самых известных композиторов – надо погрузиться в историю, в образ. А как ты относишься к осовременниванию классических опер?
Все режиссерские решения имеют разную направленность. Некоторые режиссеры пытаются сочинить новое произведение, а некоторые пытаются по-своему трактовать оперу или балет. Я хорошо отношусь когда режиссер делает трактовку: пусть это будет не в том времени, ни с теми костюмами и декорациями. Пусть будет более глубокая мысль задета, которую до этого все не видели – это хорошо. Но когда ломают и все идет враскос – я это не воспринимаю. Когда режиссер ломает структуру произведения, вносит кардинально другую мысль –это не то. Сочиняйте свои произведения, пусть даже будет похожий сюжет и те же первоисточники. Но это будет ваше и там будет только ваша фамилия. А когда говорят, что, к примеру, у Глинки все на самом деле не так – это неправильно. Это же его замысел, композиторский. Когда лезут в клавирные вещи – это плохо. Когда слово дано в одном смысле, а его коверкают, что артист не знает как быть – тоже плохо. В итоге он говорит «хорошо», а звучит как «плохо». И вот это меня раздражает. Не всегда по той дороге идут режиссеры. Забывают, что композитор писал произведение и делал это не один день. Почему можно позволять себе исправлять то, что уже сочинили? Сочините свое! Посоревнуйтесь с тем композитором – это будет круто, будет ново. А когда пытаются что-то свое сказать и говорят, что им лучше знать – то я задаюсь вопросом: «а откуда тебе лучше знать?». Это очень тонкая грань. Вот есть Кобекин, спектакли которого идут у нас в театре – он сам сочинил музыку, он волен делать с ней то, что он хочет. Это прекрасно! Это же гораздо круче – быть творцом, показать себя. До дебюта в «Травиате» у тебя в жизни случилось еще одно приятное сотие – победа в Международном Минском конкурсе вокалистов. Почему решилась на участие в нем?
В прошлом году я не подавалась на этот конкурс. У меня еще не было репертуара, я была не уверена в себе. А в этом решилась. Хотя я и на этот конкурс ехала не уверенная в себе – это нормально. Просто взяла и отправила заявку – пройду не пройду! Серьезный отсев там идет уже на первом очном туре. Поехала я туда со своим педагогом Ириной Анатольевной Статник. Ни на что не надеялись – первый тур отпели, перекрестились, подумали: «Как мы плохо спели» и через полчаса увидели фамилию во втором туре. Уже сидя в гостях и потихоньку собирая вещи. Таким же образом прошел второй тур с переходом в третий – и вот это уже был шок! Когда я сидела в зале на объявлении результатов, то думала: завтра приду посмотреть как выступают финалисты, интересно будет посмотреть как конкурс будет идти, а потом надо будет сходить на «Богему» в Минском театре… Я думала о том, что надо максимально забить себя делами, чтобы не уехать просто так, как обиженка. Я искренне радовалась за остальных! И когда не прошел в третий тур мой друг – Илья Сенчуков, то я сразу подумала: «Куда мне-то? Он солист Минского театра, обалденный баритон… Обо мне речи быть не может». И следом моя фамилия звучит как прошедшая. И я такая: «Вау!». А к третьему туру я даже не готовилась! Пару раз повторила дуэт: один раз в Саратове, второй – там. Доучивала кусок речетатива прям на репетиции. У педагога тоже только один вопрос: «Что делать-то будем? Что происходит»! Всю ночь мы смотрели разные постановки, вживались в роль – ни о каком сне не могло идти и речи. На следующее утро репетиции: оркестровая, сценическая. Очень тяжело: ни знаешь партнера, ни знаешь что делать, не понимаешь, сможешь ли ты в этого Герцена влюбиться или это будет просто нелепо. Минский конкурс – взрыв мозга! Новые ощущения. На «Большой опере» было совсем не так… Призовые ты хотела потратить на покупку электронного пианино. Планы осуществились?
Я смотрю, выбираю! Так что пока – нет. Все в планах!
Источник:https://zen.yandex.ru/media/operabalet64/kseniia-nesterenko-partiia-marfy-v-opere-carskaia-nevesta-eto-ispolnenie-mechty-5d35e5f89f272100aee9305a
В воскресенье, 21 июля, у стен Екатерининского дворца в Царском Селе в "оперном зале под открытым небом" оперой Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» завершился VIII Санкт-Петербургский фестиваль «Опера – всем». Это был красивый, завершающий аккорд!
До этого, чуть ли ни неделю подряд, питерское небо было затянуто свинцовыми тучами, лил непрекращающийся дождь и неимоверно похолодало, даже по питерским меркам, но в субботу под вечер тучи кто-то развёл руками и весело выглянуло солнышко! В воскресенье пришло настоящее Лето! Ни одной тучки, +25. Сама природа благоволила «Севильскому цирюльнику»!
Но обо всём по-порядку, точнее немного истории.
По сложившейся традиции, вот уже как 8-й раз, в день первоапольстольных Петра и Павла на Соборной площади Петропавловской крепости, произведением большой драматической силы, оперой "Орлеанская дева" Петра Ильича Чайковского стартовал очередной Санкт-Петербургский фестиваль «Опера – всем». Ещё одна традиция фестиваля - постановки всегда проходят не в помпезных оперных театрах, а в пространстве декораций, которыми выступают архитектурные ландшафты самого красивого города на Земле! Ну и ещё одна традиция фестиваля - параллельный показ спектаклей в прямом эфире городского телеканала «Санкт-Петербург». Иной раз я даже начинаю сомневаться, где мне смотреть - у стен моего любимого Екатерининского дворца или по телевизору! Но и самая главная традиция фестиваля - это всё действо абсолютно бесплатно, то есть даром!
Фестивалю этого года не повезло, и он оказался "самым дождливым". Показ "Орлеанской девы" в Петропавловской крепости пришлось задержать почти на час из-за непрекращающегося ливня. Но любовь к музыке и творчеству победила суровую стихию, и 4000 зрителей рукоплескали артистам, хору и балету "Орлеанской девы", прозвучавшей на Соборной площади!
Опере "Майская ночь" Николая Андреевича Римского-Корсакова, которую давали на Елагином острове, и вовсе не повезло - её не удалось доиграть до конца. Не спасли даже сотни зонтов, которыми зрители пытались закрыть оркестрантов и их инструменты. Дождь…
Про оперу «Севильский цирюльник» у стен Екатерининского дворца в Царском Селе
То, что нам в Царское привезли «Севильского цирюльника», заслуга бессменного музыкального руководителя фестиваля, дирижёра оркестра и художественного руководителя театра "Мюзик-Холл" – маэстро Фабио Мастранджело, который уже как 5-й раз привозит в Царское незабываемые оперы.
«Севильский цирюльник» — одна из самых знаменитых опер ХIХ века и самая популярная среди творений Джоаккино Россини. Её премьера состоялась в Риме 20 февраля 1816 года и превратилась в... скандал и провал! Это, кстати, весьма интересная история! Надо как-нибудь вспомнить о ней подробнее! Но время всё расставило на свои места и сейчас почти всего «Севильского цирюльника» певцы растащили на концертные шлягеры и часто исполняют в своих сольных выступлениях. Взять хотя-бы знаменитую "Клевету" Дона Базилио или партию Розины, которую исполняла Фрося Бурлакова в фильме 1963 г. "Приходите завтра", её, кстати, пела сама артистка Екатерина Савинова, причём это было ещё то время, когда все оперы пели на русском языке! Вот это и была настоящая забота о повышении культурного уровня трудящихся!
В основе сюжета оперы одноимённая комедия французского драматурга Пьера Бомарше, либретто к которой написал Чезаре Стербини: граф Альмавива влюблён в Розину, опекун которой доктор Бартоло против их отношений. Цирюльник Фигаро решает помочь графу, хотя не прочь и обзавестись деньгами от этой сделки. Ну а далее увлекательная комедия положений! Музыка Россини остроумна и динамична. Даже сейчас она звучит очень захватывающе и современно.
Кстати, это уже второй Фигаро, который посетил наше Царское Село. В 2015-м в рамках фестиваля давали оперу Моцарта "Женитьба Фигаро".
А вот и состав исполнителей оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник», да несколько кадров, где очень хорошо видно как барочный фасад Царскосельского Екатерининского дворца является лучшей декорацией для сюжета и напоминает о времени, в котором происходит действие оперы. Платон как-то сказал, что "музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воодушевления". В сочетании же с грандиозной архитектурой Растрелли это создаёт ошеломляющий эффект!
Источник:https://zen.yandex.ru/media/id/5cae1996ddae5a00b30d113c/sevilskii-ciriulnik-v-carskom-sele-zavershil-samyi-dojdlivyi-festival-opera-vsem-bylo-jarko-5d333956f2df2500adb005a6
Зачем голые люди появляются на сцене театра? В частном случае — в рамках сюжетной линии: как еще можно показать героя-стриптизёра во время исполнения служебных обязанностей? Нередко обнаженная натура — лишь эпатаж и провокация, в которой бессмысленно искать двойное дно. Но чаще это метафора, аллюзия, способ неожиданным образом сказать о чём-то важном при помощи языка тела. Понятно одно: нагота на сцене перестаёт быть чем-то табуированным и органично вписывается в театральный контекст, хочет того зритель, или нет. Прямо сейчас в Москве идёт десять спектаклей, в которых актёры показывают всё.
Барабаны в ночи
Режиссёр Юрий Бутусов известен театральной публике благодаря спектаклю «Макбет.Кино», гипнотизирующему шестичасовому мракобесию. «Барабаны в ночи» — одно из первых произведений Брехта, которое он переписывал в течение всей жизни, добиваясь одного ему понятного итога. Но кажется, сколько бы мэтр «эпического театра» не правил рукопись, полёт фантазии Бутусова превзошёл любые замыслы автора.
Ladies’ Night. Только для женщин
Куценко начинал играть этот спектакль в 35. Сейчас ему 52. Знаменитый актёр выходил на сцену в роли метталурга-стриптизера почти 1000 раз. Впрочем, сюжет предполагает, что главные герои — отнюдь не моложавые мускулистые мачо, так что прямо сейчас Куценко, можно сказать, дорос до этой постановки.
Вернувшиеся
Первое в России иммерсивное шоу обещает полное погружение зрителя в процесс, в качестве декораций выступает старинный особняк в центре Москвы. Это самое погружение означает, что зритель не прикован к своему месту и может свободно перемещаться по пространству, участвовать в постановке по мере возможностей — в итоге окажется, что каждый посмотрел свой собственный спектакль.
Вакханки
Греческий режиссер Теодорос Терзопулос успешно эксплуатирует легенды и мифы родного края: в его руках древнегреческая трагедия о мстительном боге Дионисе не сверкает новыми красками, но поражает смелостью и вольностью постановки. Терзопулос как будто реконструирует античный театр, со всей его наивной непосредственностью, которая вполне может трактоваться иными ханжами как небывалое неприличие и бесстыдство.
Конармия
Дикая и неудержимая, буквально звериная энергия бьет в этой постановке ключом, здесь поют, танцуют, раздеваются, кричат, плачут и дерутся и все это — по мотивам рассказов Исаака Бабеля в спектакле одного из самых ярких театральных режиссеров нашего времени Максима Диденко. Премьера «Конармии» состоялась в 2014 году и были опасения, что эта взрывоопасная вещь хороша только для неподготовленной публики — мол, когда привыкнет аудитория к реву, грохоту и повышенным тонам, спектакль уйдет в историю, как дерзкое, но бессмысленное зрелище. «Конармия» прошла проверку временем и до сих пор собирает аншлаги, оставаясь таким же бескомпромиссным ядерным действом, как и 5 лет назад.
Машина Мюллер Впервые спектакль вышел на сцене «Гоголь-центра» в 2016 году, уже тогда и Кирилл Серебренников, и Константин Богомолов были крупными величинами российского театрального мира. Первый взял на себя обязанности постановщика, а второй — актёра, точнее, иногда даже актрисы. Они создали спектакль из гремучей смеси произведений немца Хайнера Мюллера с 18 обнажёнными танцорами, телеведущей Сати Спиваковой и бесконечным потоком смыслов в живописном тексте Мюллера — от «у рая три входа, кто исключает третий, обижает троичного создателя» до «Хайль кока кола!».
Источник:https://zen.yandex.ru/media/ya_afisha/ne-nado-stesniatsia-10-spektaklei-s-obnajennymi-akterami-5d04d54b3da6540da24d2f69
Вообще, все знают, что Мариинский театр – настоящая «жемчужина» России. Отличают данное заведение не только шумные постановки, но и сильнейшие оперные и балетные группы. Оркестр театра и вовсе входит в число самых лучших симфонических коллективов мира. Но, несмотря на это, цены здесь вполне доступные, поэтому посмотреть/послушать любимые и новые произведения здесь сможет даже «бедный студент». Главное, приобрести билеты заранее, так как разбирают их довольно быстро.
Ни для кого не секрет, что зданий у Мариинского театра благодаря его руководителю – Валерию Гергиеву – в последнее время прибавилось, однако свое первое знакомство с ним лучше начинать с главной исторической сцены на Театральной площади. Здание это уже старое, поэтому, приобретая билеты, обязательно учитывайте некоторые его особенности, особенно, когда речь идет о балете.
Смотреть его лучше из бельэтажа и первых рядов балконов первого и второго яруса и, естественного, первого ряда, в остальных местах обзор сцены может быть ограничен. Крайне не рекомендуем располагаться вплотную к «Царской ложе» и на балконах дальше первого ряда.
Источник:https://zen.yandex.ru/media/id/5d0a94f87fc34f00af90fe11/mariinskii-teatr-5d1cad6bedee3600ad2009de
В последнее время, в Мариинский театр я хожу редко, но иногда мне становится интересно посмотреть новую постановку. Так, в прошлую пятницу я оказался в Мариинке 2.
Опера "Fanciulla del West" 28-06-2019
Дирижер- Кристиан Кнапп
Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик Арно Бернар
Минни — Амалия Гогешвили
Рэнс — Кирилл Жаровин
Дик Джонсон — Ахмед Агади
Сонора — Эдем Умеров
Извините за объем текста, но я лет 15 ждал когда эту оперу поставят в России. С тех пор, когда в первый раз её услышал в исполнении Монако и Тебальди в записи 1958 года. О том, почему её не ставили в СССР и России, можно писать отдельную статью. Возможно, я когда-нибудь это сделаю.
Начну с того, что я считаю эту оперу лучшей из опер Пуччини, соперничать ней может разве что «Турандот». Кажется, я видел все доступные записи постановок, кроме японской с Лимарилли, эту просто не смог себя заставить смотреть и слушать.
Поход в театр начинается с программки. В зале я начал читать статью о создании оперы — в конце автор высказывает определенное недоумение в отношении того, как Пуччини создавал местный колорит. Упоминая сделанный Карлом Тройером сборник песен народа Зуни, автор удивленно отмечает, что Пуччини не использовал их для «колыбельной Уакли» (служанка-индианка из второго акта), но использовал в мотиве «очищения грехов». А ведь не менее интересен тот факт, что The Festive Sundance из того же сборника превратился в песню Джека Уоллеса. Несколько лет назад я с большим трудом нашел скан этого сборника: ноты будут в приложении.
Наконец, и почти вовремя, свет погас, занавес поднят. Но вместо аккордов оркестрового вступления мы видим сцену скандала и последующего убийства в баре«Полька». В ней в том числе принимает участие и Минни, которая потом уходит. Сцена драки, перестрелки, дальнейшего удержания убийцы и после почему-то простого изгнания его с территории бара, выглядела донельзя ненатуралистично, помимо того, что не имела никакого отношения к либретто. После этой нелепой сцены заиграла музыка и началась сама опера.
Позволю себе отступить немного и описать декорации. Это бар со вторым ярусом, двумя винтовым лестницами. По ходу действия второй ярус и лестницы практически не важны были для сюжетообразующей линии. Меня больше удивило, что «капитальные стены» декорации внезапно остались во втором акте, где по либретто действие идет в небольшом домике в горах. Создался эффект, будто в баре убрали стойку со столами и внутрь затащили некое странное строение из железобетона, либо вообще неясно из чего. Мало того, эти же «капитальные стены с винтовыми лестницами» были оставлены и в третьем акте, где действие происходит уже на улице городка. Пустой бар, где сидят и судя по всему мерзнут люди — там же чистят и готовят на огне дичь— создает впечатление, что за время, прошедшее между вторым и третьим актом, в мире случился армагеддон.
Дирижер и оркестр были прекрасны, музыка «Девушки с Запада» довольно сложна, и редко приходится слышать настолько выверенное звучание.
Герои и хор выпивали, играли в карты, до определенного момента все было вполне логично. Кроме разве что того, что двое сотрудников бара, отсутствующих в либретто, постоянно переставляли с места на место столы и стулья. Эта имитация бурной деятельности на тот момент еще не была настолько критичной, чтобы скрывать за собой основной сюжет. Потом несколько ковбоев притащили с заснеженной улицы пианино, поставив его в центр сцены. Вскоре из-за сцены раздался голос Джека Уоллеса, певшего вышеупомянутую песню «Далеко ты край родной…», а чуть позже певец вошел в бар. В этот момент я впервые был удивлен работой артистов хора: хотя пришел их любимый певец, они продолжали заниматься своими делами, в случайном порядке повторяя несколько движений, практически не обращая на него внимания, большинство — спиной к нему и к залу. Сразу отмечу, что претензия не относится к артистам, большинство которых даже не хор, а певцы из «Академии молодых певцов» (я надеюсь, всех их в будущем ждет полноценная сольная карьера). Претензия к постановщику — артисты просто делали то, что он им сказал.
В дальнейшем, для простоты, я буду называть артистов второго плана «старателями».
Что касается Джека Уоллеса, то он, играя на банджо, вышел на середину сцены, залез на пианино и пел оттуда. Когда он допел, пианино утащили со сцены. Возможно, режиссер таким образом сходу дал понять всей публике, что понимает значение русской идиомы «рояль в кустах».
Далее следовала вполне логичная сцена с Джимом, уставшим от этой жизни вдали от семьи и растроганным песней Уоллеса. Прекратив хаотичные движения, старатели подошли к Джиму, и Сонора начал собирать в шляпу деньги, чтобы он мог вернуться домой.
Дальше продолжается игра в карты, безымянные сотрудники бара все еще переставляют столы, а игроки уличают шулера. Старатели начинают двигаться осмысленно. Рэнс как шериф запрещает убивать шулера, только метит его крапленой картой. И вот дальше начинается скандал между Сонорой и Рэнсом, когда последний называет Минни будущий миссис Рэнс. Вместо конфликта героев начинается классическая салунная драка. Точнее, могла бы начаться, если бы была поставлена человеком, знающим, как ставить сцены боев.
Сцены боя в театре хотя и не обязаны выглядеть полностью натуралистично, должны как минимум восприниматься как нечто достоверное. Для этого их репетируют множество раз, расписывая каждое движение, уклон, блок, захват, число шагов и повторяя сцену, пока артисты не запомнят её идеально. У меня есть опыт постановки фехтовальных сцен, а также участия в них. Это требующая много сил и времени работа. Когда фехтуешь на стали, пусть и не заточенной, любая ошибка чревата травмой, поэтому в сцене боя, особенно массового, исключают любую импровизацию. Именно это – плюс долгая отработка всех движений – позволяет создать впечатление натуралистичности боя.
С тем, что вчера я наблюдал в театре, этого не делали или делали очень странно, будто режиссер перестраховывался, боясь травм. А ведь эта была просто рукопашная драка, а не бой на стальных клинках. Удары останавливались в воздухе за десять сантиметров от противника – через секунду тот падал (в мифах о кунг-фу и карате есть упоминания о мастерах, способных передать удар через воздух, но я сомневаюсь, что в маленьком старательском городке в Калифорнии собралось столько легендарных мастеров боевых искусств, и даже Рэнс был не особо похож на «Крутого Уокера»).
Наконец пришла Минни, остановив эту пародию на драку. Кстати, я очень надеюсь, что артист, который в конце этого действия висел с внешней стороны перил на втором ярусе, был обвязан страховкой. Далее серьезных претензий к первому акту у меня нет. Было несколько сцен, где старатели снова создавали искусственную динамику, а безымянные сотрудники бара передвигали столы.
Когда Минни и Рэнс по либретто остаются одни и ведут разговор, безымянные сотрудники бара продолжают переставлять столы.
Явление Джонсона сопровождалось судорожными движениями старателей. Впрочем, броуновское движение артистов второго плана – лейтмотив постановки, иногда оно мешает меньше, иногда становится критичным.
Прекрасен эпизод, когда старатели просят Минни и Джонсона потанцевать. Одна из сцен, где все удивительно органично.
Далее в баре должен бы остаться один Джонсон (он ищет тайник), однако на сцене все равно присутствует сотрудник бара, но хоть столы не переставляет.
Финал первого акта неплох. Когда на сцене всего пара артистов, режиссер все-таки способен создать осмысленную мизансцену.
Второй акт: и снова нас ждет выдуманное режиссером начало сцены без музыки. Минни принимает ванну, вся в белой пене, вокруг бегает служанка. Служанка укрывает девушку халатом, и та уходит в спальню переодеваться, с этого начинается действие с музыкой.
В принципе, претензий ко второму акту в плане сценографии у меня почти нет. Второй акт позволяет понять, что режиссер способен создавать адекватные мизансцены с участием аж четырех артистов.
Правда, сцена после любовного дуэта удивила. Обычно в постановках, когда Минни уговаривает Дика остаться, ибо снег и стреляют. Джонсон положил шкуру медведя у печки, Минни туда постелила одеяло и подушку. Все, казалось бы, логично. Но после Джонсон раздевается до нижнего белья (нижнее белье времен дикого запада – это такая пижама-комбинезон) и прямо в нем залезает в ванну. Минни же в ложится на медвежью шкуру, и влюбленные желают друг другу спокойной ночи. Что имел в виду режиссер, неясно. Неужели Дик в ванне спать собрался?
Дальше все логично. Разве что раненный Джонсон лезет на чердак по шкафу, а когда спускается обратно – выходит из спальни. Вероятно, виноваты пятое измерение, Спок, капитан Кирк и Павел Чехов с Энтерпрайза.
Сцена игры в покер прекрасна. И Минни, и Рэнс сыграли идеально достоверно.
Третий акт: повторюсь, основную декорацию так и не поменяли. Занавес поднимается, и мы видим пустой бар, в углу которого стоит дилижанс. Старатели свежуют и готовят кроликов на огне. На авансцене сидят Рэнс и Ник, беседуя на повышенных тонах. Приходит сообщение, что Джонсона сейчас поймают. Старатели довольно достоверно выражают радость, описывают, как Дика загнали в горах. Приводят Дика Джонсона – он в сапогах, синих брюках и белой рубашке на выпуск. Этот костюм вызывает странную ассоциацию с князем Андреем Хованским в последнем акте Хованщины. Дика ведут на двух длинных веревках. Он бросается на Рэнса, но его удерживают. Толпа направляет на него оружие. Далее – удивительная сцена: одни старатели не пускают других убить его. И те, и другие стоят покачиваясь, расставив руки в стороны, – и так несколько минут.
Джонсон поет арию «Chella mi creda» на фоне этой зависшей картинки с покачивающимися старателями. После его заталкивают на крышу дилижанса, мотивируя прикладами в зону чуть пониже спины. И снова мастера кунг-фу – расстояние между стимулом и точкой приложения в среднем равно десяти сантиметрам.
Появляется Минни, тут мизансцена выглядит вполне логично. Истерика Рэнса, страх старателей — учительница идет, шухер, щухер…
Минни появляется с несколькими соратниками, старатели наводят друг на друга ружья и пистолеты. Сцена до поры выглядит достоверно. Минни, забравшись на дилижанс, снимает с шеи Дика петлю и уговаривает старателей простить его. По либретто, только когда Сонора соглашается с Минни, Джонсона освобождают от петли. Но в данной версии Джонсон спускается к ещё вовсе не любящей его толпе и начинает обниматься. Все это действие видно с большим трудом – на авансцене стоят десятки старателей спинами к залу. За этой грядкой артишоков практически не видно ни Минни, ни Джонсона, ни Рэнса.
Далее все прощают Джонсона, они с Минни покидают город под прекрасную музыку Пуччини.
Конец.
Что касается голосов. Минни пела прекрасно. К сожалению, она сорвала одну ноту в полной версии любовного дуэта второго акта. Я был удивлен, узнав о решении исполнить именно полную версию. За историю звукозаписи я могу насчитать три исполнения полной версии этого дуэта. Это были певцы первой величины – Марио дель Монако, Франко Бонизолли, Гена Димитрова, Кэрол Неблетт…
Рэнс звучал темным, полным звуком, с темным, округлым прикрытием, нигде не форсируя и уверенно контролируя каждую ноту. Даже Желько Лючич в недавнем исполнении партии Рэнса в Мэт звучал местами более напряженно.
Дик Джонсон – местами, на мой взгляд, слишком резкий и светлый голос. Показалось, что поначалу он вышел не до конца распетым, но во втором акте – и особенно в финале – он звучал уверенно, крепко, округло.
Сонора был, на мой взгляд, излишне характерным по звуку, учитывая, что его пел Эдем Умеров. Десять лет назад Умеров стал для меня основным аргументом не уходить с «Паяцев», когда за час до спектакля заменили Канио-Стеблянко.
PS. Поразмыслив, я, кажется, понял великий замысел режиссера. Предполагаю, он является поклонником братьев Ноланов и поставил приквел к Westworld o первом экспериментальном парке Форда. Это объясняет хаотичность движений артистов второго плана: нейросеть андроидов первого поколения не позволяет импровизировать вне основной истории, в которой заняты туристы (Джонсон и Рэнс, очевидно). А Минни – это Долорес.
Источник:https://zen.yandex.ru/media/id/5d1b6b3ab4a58500acbbeed1/mariinskii-teatr-opera-devushka-s-zapada-puchchini-5d1b6c4aedee3600ad1ffe02
Российский боец смешанного стиля (ММА) Алексей Олейник может пропустить от пяти до шести недель из-за двойного перелома ноги. Об этом ТАСС сообщили в команде спортсмена.
В ночь на воскресенье Олейник техническим нокаутом проиграл американцу Уолту Харрису на 12-й секунде поединка тяжелой весовой категории на турнире Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC) в США. Позднее спортсмену диагностировали двойной перелом ноги.
"Пока операцию делать не стали, в понедельник врач примет решение. По предварительному прогнозу, восстановление может занять пять-шесть недель", - сказал собеседник агентства.
Олейник выступает в смешанных единоборствах с 1996 года, в активе 42-летнего бойца 57 побед, 13 поражений и одна ничья.
Источник:https://tass.ru/sport/6688304?utm_referrer=https:%2F%2Fzen.yandex.com
Президент ОКР Станислав Поздняков о перспективах российских олимпийцев и борьбе с допингом.
Через год в Токио открывается летняя Олимпиада, первая для России после затяжного «допингового кризиса», негативно повлиявшего на выступление отечественной сборной на двух предыдущих Олимпийских играх. Президент Олимпийского комитета России (ОКР) Станислав Поздняков рассказал “Ъ”, почему уверен в том, что ситуация, в которой российская делегация оказалась в Рио-де-Жанейро в 2016 году и в Пхёнчхане в 2018-м, не повторится, как идет процесс восстановления Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), чего ждать от олимпийской команды в Японии и какие меры принимает ОКР, чтобы повысить эффективность своей маркетинговой деятельности.
— На двух подряд Олимпиадах — в Рио-де-Жанейро и Пхёнчхане — сборная России выступала не в боевом составе. На корейской — еще и без права использовать национальную символику. Насколько сейчас, за год до очередных Игр летней Олимпиады, вы уверены в том, что никаких ограничений на этот раз не будет?
— Уверенность достаточно велика, и она основывается на ряде фактов. Главный заключается в том, что все условия, которые были записаны в решении исполкома Международного олимпийского комитета (от декабря 2017 года.— “Ъ”) о статусе наших спортсменов в Пхёнчхане, полностью выполнены. С марта прошлого года ОКР после краткосрочного периода временного отстранения, причем, если вы помните, не связанного с претензиями именно в его адрес, обладает всеми правами и обязанностями, прописанными в Олимпийской хартии для Национальных олимпийских комитетов. А Олимпийские игры — это соревнования именно между Национальными олимпийскими комитетами.
Это означает, что мы будем выступать в Токио под флагом России и со всей национальной атрибутикой.
Собственно, в последнее время и руководители МОК, выступая в публичном пространстве, неоднократно подчеркивали, что данная неприятная страница перевернута. Поэтому мы с оптимизмом и воодушевлением готовимся к Токио.
— Ну одна проблемная зона все-таки остается. Я про легкую атлетику, которая до сих пор остается под санкциями со стороны международной федерации, наложенными еще в 2015 году. В очередной раз Всероссийской федерации легкой атлетики было отказано в восстановлении в начале июня. Российские спортсмены по-прежнему соревнуются в нейтральном статусе. Каковы ваши прогнозы на развитие ситуации?
— Говоря о легкой атлетике, хотел бы сразу отметить ключевой факт, на который не всегда обращают внимание. Те наши спортсмены, которые выполнят квалификационные нормативы для участия в Олимпийских играх в Токио, будут выступать в составе Олимпийской команды России под российским флагом и со всей российской атрибутикой. Сейчас, кстати, мало кто помнит, что единственная наша представительница в легкой атлетике, допущенная к участию в Играх в Рио,— прыгунья в длину Дарья Клишина — выступала под флагом России, а не в нейтральном статусе. Еще раз подчеркну: все спортсмены, которые получат возможность, благодаря своим спортивным результатам, соревноваться в Токио, будут на ней представлены.
И в связи c этим необходимо сказать о том, что на сегодняшний день уже порядка 120 российских легкоатлетов имеют допуск от IAAF к участию в международных, а значит, и квалификационных стартах. Поэтому резкие заявления о том, что российская легкая атлетика полностью изолирована от мира, не совсем корректны. И тот факт, что у нас может поехать в Токио конкурентоспособная команда по легкой атлетике, это в определенной степени результат тех усилий, которые мы все вместе предпринимаем по защите прав наших «чистых» спортсменов. Они имеют возможность выступать на Олимпийских играх. Равно как и на других соревнованиях под эгидой МОК, представляя свою страну. Это важно, на мой взгляд. А что касается институциональных, юридических вопросов, связанных с восстановлением ВФЛА, то здесь ситуация, конечно, сложнее. То, что уже три с половиной года федерация сталкивается с ограничениями со стороны IAAF, говорит о масштабности проблемы, существовавшей в этом виде спорта. Наши коллеги, которые входят в рабочую группу ОКР по восстановлению ВФЛА, прекрасно это понимают. При этом мне кажется, что Олимпийский комитет России, IAAF и ВФЛА сегодня действуют в одном ключе, с одной установкой. Главная задача — уважать и соблюдать интересы чистых спортсменов. Не тех, кто за счет недозволенных средств пытается или пытался добиться высоких спортивных результатов, а тех спортсменов, которым международная федерация дает право выступать на соревнованиях, пусть, к сожалению, пока в нейтральном статусе.
— Так у нас по-прежнему много тех, кто пытается добиться результата за счет запрещенных средств?
— Я уже сказал про масштабность вопроса. Нам необходимо добиться неукоснительного исполнения Всемирного антидопингового кодекса на всей территории нашей страны, во всех регионах. Соблюдение правил контролирует и мониторит большое количество структур, стейкхолдеров, прежде всего, разумеется, РУСАДА (Российское антидопинговое агентство.— “Ъ”). По результатам работы агентства мы видим, что подавляющее большинство случаев, связанных с допингом, относится к легкой атлетике. Когда, например, дисквалифицированные, в том числе пожизненно, тренеры пытаются работать со спортсменами.
Это наша общая проблема, которую мы решаем и продолжим это делать, действуя с позиции нулевой терпимости к применению запрещенных препаратов.
И самое важное в этом направлении даже не столько неизбежность расплаты и ответственности за совершенные проступки, а формирование культуры неприятия допинга в принципе. Мы стремимся сделать так, чтобы спортсмены, начиная с самых юных лет, сталкиваясь, к примеру, с противоречащими антидопинговому регламенту предложениями со стороны каких-нибудь доброхотов или, что еще хуже, тренеров, бежали от таких людей как от огня. И мы ведь очень серьезно уже в этом направлении продвинулись. Это видно, в частности, по нашим форумам юных олимпийцев, где мы самым молодым спортсменам разъясняем все негативные аспекты даже потенциально возможного присутствия допинга в сфере их жизни и карьеры. Мы много семинаров антидопинговых проводим, перед каждым крупным соревнованием, в частности. Это уже сейчас дает свои результаты. Мы видим, что неприятие допинга как такового у молодежи — уже внутренняя установка самих спортсменов.
— Между тем для IAAF эти усилия пока не стали поводом отменить санкции…
— Мы, к сожалению, сталкиваемся с определенными сложностями при взаимодействии с Международной федерацией легкой атлетики. Понятно, что есть вещи, которые можно прописать в «дорожной карте» и которые можно измерить. Скажем, посчитать: столько-то антидопинговых семинаров проведено, столько-то допинг-проб сдано… Однако на наших последних переговорах все чаще звучали такие слова, как «ощущение», «впечатление». Снова подчеркну: те критерии, которые были прописаны в «дорожной карте» по восстановлению, Всероссийская федерация легкой атлетики выполнила. Теперь наша задача — добиться того, чтобы и на уровне ощущений, которые возникают у наших партнеров из IAAF, было очевидно, что совместными усилиями мы принимаем все возможные меры для изменения антидопинговой культуры в российском спорте. В конечном счете такая работа, безусловно, приведет к восстановлению ВФЛА. При этом повторю: приоритет, первичная задача для нас — увеличить количество спортсменов, к которым у IAAF нет никаких претензий, которым она предоставляет право соревноваться.
— А как же остальные, недопущенные?
— Тонкий момент. По ряду спортсменов, видимо, какие-то вопросы у IAAF остаются. Связанные с тем, с какими тренерами они сотрудничают, почему, узнав о присутствии допинг-контролера, снимаются с соревнований и так далее. Есть еще и аспект результатов перепроверки допинг-проб московской лаборатории. Здесь комплекс вопросов, и по ним ведется отдельная работа. В такой ситуации, снова к этому возвращаюсь, нам необходимо защитить интересы всех тех спортсменов, которые с точки зрения спортивного сообщества являются гарантированно «чистыми и могут выступать на крупнейших международных соревнованиях. Как ни парадоксально, но своими ограничениями по допуску IAAF в определенной мере страхует риски ВФЛА. Представьте, что наш легкоатлет на международном старте будет уличен в допинговом нарушении. Это разрушит всю нашу работу.
— Я все-таки уточню один важный момент. Вы считаете, что нынешнее руководство ВФЛА во главе с Дмитрием Шляхтиным справляется с работой, в том числе в рамках задачи по восстановлению федерации? Кардинальных реформ в федерации, по существу «чисток», требовали и глава РУСАДА Юрий Ганус, и лидер нашей сборной прыгунья в высоту Мария Ласицкене…
— Вы знаете, в сложных ситуациях порой возникают брожения в рядах обороняющихся. Если брать формальную сторону вопроса, рассматривать ее с точки зрения следования «дорожной карте», то руководство ВФЛА выполнило всю свою работу, это достаточно большой объем. И я хочу еще раз указать на масштабность задачи по очистке легкой атлетики от допинга. В настоящий момент, вы правы, некоторые спортсмены, специалисты начинают говорить о том, что, наверное, не все возможные механизмы были эффективно задействованы, где-то недоработали. Да, в идеале нам бы хотелось, чтобы ВФЛА уже была восстановлена в правах. Но вернусь к тому, о чем мы говорили. Главная цель для нас — не формальный статус той или иной организации, а возможность спортсменов принимать полноценное участие в соревнованиях. Особенность нынешнего периода заключается в том, что мы в принципе достаточно близки к финальной точке. В этот момент менять руководителей, которые провели большую работу, по-моему, нецелесообразно. Я буквально неделю назад разговаривал с президентом Международной федерации легкой атлетики Себастьяном Коу, и на мой прямой вопрос по поводу президента ВФЛА он высказался вполне однозначно: это партнер, с которым IAAF хотела бы продолжить иметь дело.
Источник:https://www.kommersant.ru/doc/4039283?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Российская бригада арбитров во главе с Кириллом Левниковым обслужит первый матч между албанским "Партизани" и молдавским "Шерифом" в рамках второго отборочного раунда Лиги Европы. Об этом сообщает пресс-служба Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА).
Ассистентами главного рефери назначены Валерий Данченко и Андрей Веретешкин, четвертым судьей - Василий Казарцев. Встреча пройдет в Тиране 25 июля.
Последним матчем, на котором работал Левников, была встреча чемпионата России "Ростов" - "Спартак" (2:2) 20 июля. В понедельник на пресс-конференции по итогам тура руководитель департамента судейства и инспектирования Российского футбольного союза (РФС) Александр Егоров заявил, что Левников ошибся, поскольку должен был показать вторую желтую карточку полузащитнику столичной команды Зелимхану Бакаеву. "Ростов" ранее обратился к руководству РФС с просьбой отстранить от работы Левникова.
Российский арбитр Алексей Еськов рассудит матч между голландским "Утрехтом" и клубом из Боснии и Герцеговины "Зриньски", который пройдет 25 июля в Нидерландах. Его ассистентами станут Дмитрий Мосякин и Андрей Болотенков, Михаил Вилков назначен четвертым арбитром.
Источник:https://tass.ru/sport/6690254?utm_referrer=https:%2F%2Fzen.yandex.com
Россиянин Андрей Рублёв обыграл чилийца Кристиана Гарина на турнире Ассоциации теннисистов-профессионалов в Гамбурге.
Итоговый счёт поединка — 6:4, 7:6 в пользу Рублёва. Поединок продлился 1 час и 39 минут.
В следующем круге турнира россиянин сыграет с победителем противостояния между Каспером Руудом из Норвегии и представителем Нидерландов Робином Хасе.
Источник:https://russian.rt.com/sport/news/652224-rublyov-garin-gamburg?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com